Кораблекрушение

упражнение кароблекрушениеЦели занятия: исследование процесса принятия решения группой, обучение эффективному поведению для достижения согласия при решении групповой задачи, коррекция индивидуальной организаторской деятельности.

Время: 1,5 часа.

Материалы: копии инструкций, большие бумажные листы и карандаши.

Каждому члену группы дают следующую инструкцию и просят выполнить задание в течение 15 минут.

Инструкция: вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но вы находитесь примерно на расстоянии тысячи миль к юго-западу от ближайшей земли.

Ниже дан список 15 предметов, которые остались целыми и не повреждены после пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять рублевых банкнот.

Ваша задача — классифицировать 15 ниже перечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 — у второго по значению и так далее до пятнадцатого, наименее важного для вас,

После того, как завершена индивидуальная классификация, группе дается 45 минут для выполнения общего задания. Это упражнение на групповое принятие решений. Ваша группа, руководствуясь принципом достижения согласия при принятии совместного решения, должна прийти к единому мнению относительно места в классификации каждого из пятнадцати предметов, прежде чем оно станет частью группового решения. Достичь согласия трудно, поэтому каждая оценка будет получать полное одобрение всех участников. Группа старается каждую оценку дать так, чтобы все члены группы могли с ней согласиться хотя бы отчасти. Используйте следующие рекомендации для достижения согласия:

1. Избегайте защищать свои индивидуальные суждения. Подходите к задаче логически.

2. Избегайте менять свое мнение только ради достижения согласия, не старайтесь уклониться от конфликта. Поддерживайте только те решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы отчасти.

3. Избегайте таких методов “уменьшения конфликта”, как голосование, компромиссные решения с целью достижения согласия при решении групповых задач.

4. Рассматривайте различие мнений как помощь, а не как помеху для принятия решений.

После того, как группа проранжировала 15 предметов в соответствии с их важностью, посмотрите правильный порядок классификации, приведенный ниже. Вы сможете сравнить данные индивидуального ранжирования с данными, к которым пришла группа в результате согласия. Затратьте дополнительно какое-то время для обсуждения процесса принятия решений. Какие виды поведения помогали или мешали процессу достижения согласия. Какие появились виды лидерства? Кто участвовал, а кто нет? Кто оказывал влияние? Почему? Какова была атмосфера в группе во время дискуссии? Оптимально ли использовались возможности группы? Какие действия предпринимали участники группы для “протаскивания” своих мнений? Как улучшить принятие решения группой?

В качестве варианта один или несколько наблюдателей, не принимающих участия в групповом процессе, могут предоставить после выполнения задачи обратную связь о групповом или индивидуальном поведении.

Ниже приведен список правильного порядка классифицирования предметов. Согласно “экспертам”, основными вещами, необходимыми потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нем запасти достаточно пищи и воды для жизни в течении этого периода. Следовательно, самыми важными являются зеркало для бритья и десятилитровая канистра бензина. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям. Вторым по значению являются — двадцатилитровая канистра с водой и коробка с необходимым запасом пищи.

Краткая информация, которая дается для оценки каждого предмета, очевидно, не перечисляются все возможные способы применения данного предмета, а скорее указывает, какое значение имеет данный предмет для выживания.

1.  Зеркало для бритья. Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.

2. Десятилитровая канистра бензина. Важна для сигнализации. Бензин может быть зажжен рублевыми банкнотами и спичкой (естественно вне плота) и будет плыть по воде, привлекая внимание спасателей.

3. Двадцатилитровая канистра с водой. Необходима для утоления жажды.

4. Одна коробка с необходимым запасом пищи на один-два дня. Обеспечивает основное питание.

5. Двадцать квадратных метров непрозрачного полиэтилена. Используется для сбора дождевой воды, обеспечивает защиту от стихии.

6. Две коробки шоколада. Резервный запас пищи.

7. Рыболовная снасть. Оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации “синица в руках лучше журавля в небе”. Нет уверенности, что вы поймаете рыбу.

8. Пятнадцать метров нейлонового каната. Можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт.

9. Надувная подушка. Если кто-то упадет за борт, она может послужить спасательным средством.

10. Репеллент, отпугивающий акул. Назначение очевидно.

11. Один литр спирта. Используется в качестве возможного антисептика при любых травмах; в других случаях имеет малую ценность, поскольку употребление может вызвать обезвоживание.

12. Маленький транзисторный радиоприемник. Имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.

13. Карты Тихого океана. Бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать, не где находитесь вы, а где находятся спасатели.

14. Противомоскитная сетка. В Тихом океане нет москитов.

15. Секстант. Без таблиц и хронометра относительно бесполезен.

Основная причина более высокой оценки сигнальных средств по сравнению с предметами поддержания жизни (пищей и водой) заключается в том, что без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасенными. К тому же в большинстве случаев спасатели приходят в первые тридцать шесть часов, а человек может прожить этот период без пищи и воды.

СПИСОК ПРЕДМЕТОВ:

  • секстант
  • зеркало для бритья
  • двадцатилитровая канистра с водой
  • противомоскитная сетка
  • одна коробка с необходимым запасом пищи на 1-2 дня
  • карты Тихого океана
  • десятилитровая канистра бензина
  • маленький транзисторный радиоприемник
  • репеллент, отпугивающий акул
  • двадцать квадратных метров непрозрачного полиэтилена
  • один литр спирта
  • пятнадцать метров нейлонового каната
  • две коробки шоколада
  • рыболовная снасть.
  • надувная подушка (спасательное плавательное средство,  санкционированное береговой охраной)

Интересные материалы на эту тему

Десять ошибок в работе с командой, которых я бы из... Алексей Вольвак Алексей Вольвак, создатель и управляющий партнер сети франшиз «Студии маникюра Лены Лениной», рассказывает о тех ошибках, которые сов...
Человек нового поколения: чему надо учить современ... Сергей Мясоедов Мы должны чаще вспоминать, что университеты, профессора и исследователи существуют для студентов, а не наоборот Классическая систе...
Как люди без высшего образования становятся CEO... Ким Розенкеттер Пауэлл Елена Лыткина-Ботельо Вамси Тетали Работодатели постоянно повышают требования к уровню образования потенциальных сотрудник...
Почему наставничество часто только формальность... Что показал анализ 15 лучших программ конкурса «Наставник» Большинство крупных промышленных предприятий уверяет, что у них действует система наст...
Новые правила Talent Management Программная статья, описывающая меняющуюся роль HR в сегодняшней практике управления талантами. Процессы и области наиболее сильно подверженные измене...
Компетенции неясного будущего... Павел Безручко, Юрий Шатров, Мария Максимова В последнее время в бизнес-сообществе активно создают и обсуждают модели «компетенций будущего». Популяр...
ПОИГРАЕМ? Деловая игра как метод обучения... Человечество обожает игры и играет в них уже очень давно. Игры изначально учили логике, тактике и стратегии, и поэтому первыми начали играть в игры во...
0.5