Чтобы новый работник смог быстро освоиться в компании, работникам HR-отдела стоит использовать в 2017 году самые действенные способы адаптации персонала. Какие программы адаптации будут популярны и какие особенности адаптационных мероприятий следует учитывать в будущем, читайте в этой статье.

Из материала вы узнаете:

  • Какие виды адаптации персонала выделяют;
  • В чем особенности адаптации персонала в 2017 году;
  • Как организовать адаптацию персонала в 2017 году;
  • Какие методы адаптации персонала в 2017 году эффективны;
  • Каких ошибок при адаптации персонала стоит избегать.

Должный уровень вовлеченности персонала в работу гарантирует высокую производительность труда, потому быстрая адаптация и вовлечение новичков в работу является неотъемлемой частью кадровой политики любого успешного предприятия.

Под адаптацией персонала следует понимать комплекс мероприятий, направленных на взаимное приспособление нового работника и компании. Эти мероприятия должны способствовать включению сотрудника в производственные процессы, быстрому освоению новых профессиональных навыков и обязанностей, а также обеспечивать достойный уровень взаимодействия между работником и трудовым коллективом.

Виды адаптации персонала

На сегодняшний день принято выделять несколько видов адаптации:

  1. социальную;
  2. производственную;
  3. профессиональную;
  4. социально-психологическую;
  5. психофизическую;
  6. административно-организационную;
  7. экономическую.

Наибольшее внимание традиционно уделяется социально-психологической и профессиональной адаптации.

Социально-психологическая адаптация – комплекс мер, направленных на внедрение нового сотрудника в коллектив, освоение им ценностей, правил и норм корпоративной культуры, а также принятие самого работника со стороны коллектива. Последним этапом социально-психологической адаптации является налаживание тесных связей между новичком и коллективом (ассимиляция).

Под профессиональной адаптацией подразумевается освоение навыков и знаний, которые необходимы для эффективного выполнения новых должностных функций. Таким образом, профессиональная адаптация помогает приспособить новичка к рабочим требованиям и ускоряет процесс вхождения в должность.

В чем особенности адаптации персонала в 2017 году

Постоянное ускорение бизнес-процессов и меняющиеся условия работы не позволяют современным компаниям тратить большое количество времени на адаптацию и обучение новых сотрудников, поэтому такие организации вынуждены искать работников с уже имеющимся опытом работы на аналогичных должностях. Принято считать, что человек с опытом самостоятельно адаптируется к условиям новой работы, а это значит, что компания сможет сэкономить на программе адаптации и быстрее вовлечет нового работника в трудовую деятельность.

Однако далеко не всегда удается правильно мотивировать нового сотрудника на активную деятельность. К тому же высока вероятность того, что опытный работник будет работать «по старинке» — использовать те методы работы, которые были приняты на его предыдущем рабочем месте.

По этой причине департамент кадровой политики должен разработать и утвердить программу профессиональной адаптации новых работников. Научный подход к вовлечению нового сотрудника в работу поможет сократить время освоения специфики деятельности компании и снизит издержки, связанные с изначально низким уровнем производительности.

Кроме того, программа адаптации должна распространяться на всех сотрудников, получивших повышение, если компания предпочитает заполнять вакантные места из внутренних источников. Это позволит сократить время обучения и поможет работнику освоиться в новой роли.

Как организовать адаптацию персонала в 2017 году

Первым шагом к адаптации нового сотрудника можно считать собеседование. HR специалист должен определить не только уровень профессиональной подготовки соискателя, но и оценить, насколько кандидат соответствует принятым в компании нормам и ценностям.

Далее идет этап ознакомления сотрудника с должностными инструкциями, условиями обучения и работы, техникой безопасности и рабочим местом. Необходимо представить новичка всем членам коллектива, в котором он будет трудиться, и назначить ответственных за обучение и контроль успехов. Многие компании предпочитают прикреплять к новичку наставника или составляют для него персональную программу обучения.

Кроме этого, нового работника следует ознакомить с историей компании, основами корпоративной культуры, философией и стратегией организации. После этого производится ознакомление сотрудника с особенностями кадровой политики и действующей системой мотивирования.

Какие методы адаптации персонала в 2017 году эффективны

Среди наиболее актуальных методик адаптации новых работников можно отметить:

Вuddying – современный вид наставничества, при котором наставник и ученик находятся на одной иерархической ступени. Абсолютное равенство обеспечивает быстрое налаживание межличностных взаимоотношений и гарантирует создание комфортных условий для нового сотрудника, что в свою очередь обеспечивает быстрое вхождение новичка в должность и его принятие со стороны коллектива;

Оob shadowing – данный вид адаптации прост и эффективен – новичок становится «тенью» опытного специалиста и наблюдает за его работой в течение нескольких дней, получая наглядный пример для своей будущей работы. Этот метод имеет одно неоспоримое преимущество перед наставничеством и buddyng – опытный специалист не занят обучением ученика как таковым, поэтому он может продолжать эффективно трудиться и приносить доход компании;

Погружение – метод, при котором новичок сразу приступает к выполнению своих рабочих обязанностей и адаптируется в компании по мере своей деятельности. Такой подход может быть выбран только в отношении опытных работников и позволяет свести расходы компании на адаптацию к минимуму.

Каких ошибок при адаптации персонала стоит избегать

Основной ошибкой любой программы адаптации является невнимание к новичку со стороны наставника и работников отдела кадровой политики. Пустив адаптацию персонала на самотек, компания рискует своей прибылью – неэффективное выполнение рабочих обязанностей, ошибки в работе новых специалистов (возникающие из-за незнания специфики деятельности, принятой в компании) становятся причиной роста издержек и способствуют возникновению морально-психологического напряжения.

Наставник (если таковой имеется) должен четко отслеживать успехи ученика и отчитываться в отдел кадровой политики. Менеджеры отдела кадров также должны проявлять внимание к новичку – проводить беседы, мотивировать на дальнейшую адаптацию, решать проблемы, которые могут возникать в ходе адаптационных мероприятий.

Создание и применение системы адаптации – сложный и длительный процесс, требующий от HR менеджеров терпения и определенного опыта. Комплексный подход и тщательная подготовка помогут успешно адаптировать новых работников, повысить производительность их труда и как результат – улучшить положение компании на рынке.

Источник

 

Интересные материалы на эту тему

Кадровая политика и стратегия управления персонало... Кадровая политика предприятия — это совокупность мер, направленных на работу с персоналом с целью оптимизировать баланс обновления и сохранения кадров...
Психологи назвали потерю смысла в работе проблемой... Корр. ТАСС Константин Прибытков Швейцарские эксперты утверждают, что "страдания на работе" имеют разные формы, одна из которых - крайнее физическое...
Тренды в оценке настроений сотрудников и исследова... Перевод статьи Employee mood measurement trends Тренды в оценке настроений сотрудников График: Обзор провайдеров оценки настроений персонала. Све...
Кейс: Почему на производстве не получается внедрит... Анастасия Черникова, директор по персоналу ГК «Ависта-Модуль», рассказывает кейс, как они пробовали внедрить систему наставничества на производстве, и...
Простить нельзя помиловать. Как поступить с ценным... «Работал у нас человек, назовем его Сан Саныч. Он отвечал за продажу автомобилей с пробегом, которые нам поставлял из Германии один контрагент. Это бы...
19 антизанудных идей для адаптации новых сотрудник... Каждый из нас знает, каково быть новичком в коллективе. Неловко, странно сначала, не знаешь, как на что реагировать и как попросить о помощи. В России...
Работодатели вживляют чипы сотрудникам... Елена Горелова / «Ведомости» Американская компания 32 Market, которая производит торговые киоски для офисов, начала вживлять микрочипы под кожу...
0.5