Кадровая политика в первую очередь предполагает формирование стратегии управления персоналом. С помощью стратегии управления персоналом компания создает конкурентноспособный трудовой потенциал, который позволяет организации развиваться и достигать поставленные цели как в краткосрочной так и в долгосрочной перспективе.

Как производится разработка стратегии управления персоналом организации?

Разработка стратегии управления персоналом осуществляется в 4 этапа.

  1. Проводится диагностика.
  2. Моделируются разные ситуации, характерные для деятельности этого предприятия.
  3. Вырабатывается общая стратегия управления.
  4. Стратегия детализируется в кадровых процессах, политиках, процедурах.

На этапе диагностики определяются все факторы, которые оказывают или могут оказать влияние на деятельность и развитие предприятия. Охватить каждый из них сложно, поэтому выбираются наиболее значимые. Они относятся к стратегическим, связаны с внутренней и внешней средой предприятия.

На основе выбранных стратегических факторов специалистами проводится следующая работа.

  • Анализируются возможные угрозы со стороны внешней среды.
  • Изучаются различные аспекты организации, ее сильные и уязвимые направления.
  • Разрабатываются варианты, которые направлены на решение предполагаемых проблем.

Все это становится основой для формирования разных вариантов стратегий управления персоналом, среди которых выбирается наиболее эффективная. Эксперты по стратегическому планированию совместно с топ менеджментом компании и Директором по персоналу:

  • формулируют цели и задачи, решаемые с помощью выбранной кадровой стратегии;
  • оценивают ее сильные и слабые стороны;
  • разрабатывают поэтапный план реализации;
  • вырабатывают основные показатели и критерии оценки эффективности кадровой стратегии.

Факторы, влияющие на разработку стратегии управления персоналом

На разработку стратегии управления персоналом влияют:

  • перспективы развития
  • положение на рынке
  • сфера деятельности
  • личность руководителя
  • размеры предприятия
  • наличие и квалификация специалистов в области управления;
  • персонал, его количество и качество
  • организационная структура
  • история предприятия
  • законодательное поле.

Это неполный перечень факторов, которые влияют на процесс внедрения стратегий управления. Также важно учитывать и следующие моменты.

  1. Есть ли механизмы, которые позволяют внедрять стратегии управления.
  2. Существует ли возможность получать «обратную связь» как с внутренней, так и с внешней средой.
  3. Есть ли взаимодействие между стратегическими, оперативными и тактическими полномочиями, характер разделения между ними.

По мимо этого учитывается качество ключевых моментов системы управления: оперативные и тактические решения, организационные структуры, финансовое состояние самой организация и уже внедренные методы управления персоналом.

Методы разработки стратегии управления персоналом

Практически все методы в разработки стратегии управления персоналом сводятся к сочетанию:

  • теоретического анализа
  • интуиции, опыта и знания лучших практик экспертами по стратегическому планированию.

Нельзя идеально просчитать или продумать общий план, по которому будут внедряться приемы и методы воздействия на человеческий капитал. Даже самая идеальная стратегия не остается неизменной и требует внесения корректировок из-за изменений внешних и внутренних условий.

Чаще всего для разработки плана применяются традиционные методы:

  • SWOT-анализ Кеннота Эндрюса;
  • пять сил конкуренции, типовые стратегии по Портеру;
  • стержневые компетенции Гэри Хэмела и Коимбатура Прахалада.

Все эти авторы, предлагающие свой взгляд на процедуры формирования стратегий и являющиеся разработчиками главных подходов, относятся к Гарвардской школе бизнеса.

SWOT-анализ стал для многих менеджеров прописной истиной для всесторонней оценки предприятия. Он дает возможность:

  • выявить возможности компании и существующие для нее угрозы
  • разработать и внедрить матрицу SWOT анализа
  • подобрать наиболее эффективные методы управления персоналом
  • определить пути внедрения методов управления
  • построить стратегию управления с учетом тех необходимых для реализации ресурсов, которые доступны.

Модель пяти сил позволяет:

  • установить, какие стороны у компании сильные, а какие слабые
  • найти те области, стратегические изменения в которых обещают дать лучший результат.

В соответствии с этой моделью требуется следующее:

  1. Найти выгодную позицию, которая наилучшим образом защитит компанию от воздействия пяти сил конкуренции.
  2. Спрогнозировать возможный потенциал персонала предприятия.
  3. Разработать стратегию, которая позволит достичь наилучших показателей.

Под стержневыми компетенциями подразумевается способность компании делать что-то уникальное, что позволит занимать лидирующие позиции по сравнению с конкурентами. Это понятие легло в основу метода разработки стратегии, который подразумевает проведение следующих процедур.

  1. Определение, какими уникальными свойствами обладает коллектив, а также выпускаемый продукт или услуга.
  2. Оценка персонала с позиции коллективных навыков и компетенций.
  3. Фокус на стержневых компетенциях.

Конечный пункт этого метода — разработка стратегии лидерства, наиболее подходящего в заданных условиях и контексте.

Принципы разработки

Чтобы процесс разработки стратегии управления персоналом на предприятии дал качественный продукт, он должен придерживаться следующих принципов:

  • направленность на долгосрочные перспективы
  • связанность с общей стратегией фирмы и другими направлениями деятельности компании
  • системный подход
  • последовательность
  • обоснование стратегии с финансовой стороны
  • соблюдение законности
  • возможность меняться под воздействием внешних и внутренних факторов.

Система управления персоналом на предприятии, разрабатывается на длительный период. Форсирование событий или погоня за быстрыми результатами может дать в краткосрочной перспективе положительный эффект, но в среднесрочной и долгосрочной может стать причиной негативных последствий. Ошибки в области управления персоналам обходятся очень дорого предприятию.

Например быстрый, не подготовленный переход на стратегию жесткого управления кадрами может аукнуться компании. Вводимые ограничения и суровые наказания могут сразу повлечь резкое повышение производительности, но в дальнейшем они становятся основной причиной оттока ценных работников и резкого снижения качества и объемов производства.

Разработка стратегии управления персоналом не должна проводиться обособленно от других направлений компании. Чтобы повысить эффективность деятельности предприятия, система управления персоналом организации должна учитывать долгосрочные планы развития предприятия, его маркетинговую стратегию, финансовые возможности.

Все вводимые изменения в вопросе кадровой политики должны быть в пределах, допускаемых законодательством. Недопустим действия в отношении сотрудников, которые противоречат нормам трудового права.

Любые введения и новшества должны быть оправданы с финансовой точки зрения. Предприятие нацелено на получение прибыли, и если затраты на реализацию какой-либо стратегии будут требовать колоссальных средств, «съедающих» всю прибыль или даже превосходящих ее, смысла в ее реализации не будет. Каждое кадровое нововведение должно в конечном счете увеличивать доходы предприятия и быть финансово обоснованным.

Взятые для разработки стратегии управления персоналом внешние и внутренние факторы, цифры и данные со временем могут изменяться. Это требует от внедренной системы гибкости, способности быстро меняться, подстраиваться под новые условия.

Примеры разработки стратегии управления персоналом

Главное, что нужно выделить в процессе создания системы — это ее индивидуальность для каждого предприятия. Совсем необязательно, чтобы она охватывала все составляющие элементы деятельности компании. В поле зрения экспертов могут находиться лишь отдельные элементы. Все зависит от того, какие цели и стратегия стоят перед самой организацией и системой управления персоналом.

Пример № 1

Разработка стратегии управления персоналом предусматривает:

  • наем высококвалифицированных инженеров
  • поручение им заниматься научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами.

Для реализации этой политики управления персоналом на фирме будет вовсе не достаточно найти и привлечь подходящих сотрудников. Необходимо эффективно использовать кадровый потенциал и создать условия, которые предупредили отток инженеров с предприятия, не допускали текучесть кадров, создали у них мотивацию для долгосрочного сотрудничества.

В связи с этим была разработана система и стратегия развития, предусматривающая следующее.

  1. Постановка комплекса задач инженерам, который соответствует их потенциалу и требует от них инициативы в принятии решений.
  2. Предоставление специалистам возможности совершенствовать свой профессионализм.
  3. Комплекс привлекательных поощрений, направленных на максимальное удержание инженеров на рабочем месте предприятия.

В этом случае эксперты и сотрудники отдела персонала одновременно сочетали несколько составляющих.

  1. Поиск и привлечение инженеров.
  2. Распределение задач между персоналом.
  3. Поощрение и развитие сотрудников, обеспечение соответствующих условий труда.

Для реализации поставленной задачи создавалась комбинация инструментов управления кадрами, которая отвечала требованиям выбранной стратегии организации.

Пример № 2

Нередко руководство компании для увеличения прибыли ставит задачу повысить квалификацию персонала. Может потребоваться освоение новых направлений деятельности, в результате чего сотрудники должны освоить новые профессии. Для обеспечения этой задачи проводится разработка стратегии управления персоналом, которая учитывает взаимодействие таких составляющих:

  • кадровая политика по найму, подбору и обучению персонала
  • администрирование персонала;
  • организация производственной деятельности;
  • повышение квалификации сотрудников, развитие персонала;
  • меры поощрения.

Кадровая политика (занятости) включает:

  • привлечение персонала на предприятие с учетом их профессионализма и квалификации;
  • побуждение у сотрудников заключать долгосрочные трудовые договоры (частично меняя рынок труда).

Администрирование сотрудников (управление человеческим ресурсом) подразумевает:

  • привлекать персонал (человеческий ресурс) к решению текущих задач и проблем;
  • получение обратной связи от работников предприятия.

Под организацией производственной деятельности подразумевается:

  • постоянная смена задач, в результате чего сотрудники расширяют спектр своих навыков;
  • распределение задач между персоналом, чтобы их выполнение способствовало повышению профессионализма и квалификации.
  • разработка системы ротации персонала и программы карьерного роста.

Кроме того, внедрение бонусов и поощрений за успешное повышение квалификации дополняли общую оплату труда, были стимулирующими и мотивационными факторами.

Пример № 3

Руководство компании приняло решение выпускать продукцию по низким ценам. При этом объемы производства планируется значительно увеличить. По мнению топ — менеджеров, это позволит снизить издержки на производстве. В связи с этим в стратегии управления персоналом появился новый ключевой момент — увеличение производительности труда на 15 %. Для этого предусматривались следующие шаги:

  1. Повышение требований к соискателям при их найме на работу, усложняется система тестирования, выявляются наиболее квалифицированные и мотивированные.
  2. Повышение коммуникации среди персонала предприятия для увеличения производительности.
  3. Улучшение мотивации, оплаты труда и поощрений, которые учитывают возросшую интенсивность труда и высокие показатели выработки каждого отдельного сотрудника.

Разработка новой стратегии управления персоналом позволила технической компании успешно увеличить производительность труда и снизить цены на продукцию.

Реализация стратегии управления персоналом

После разработки стратегии, она может быть зафиксирована в документе (Roadmap). Как правило, Роадмап или Детальный проектный план отображает следующие моменты:

  1. Конкретные действия, которые предстоит выполнить в рамках новой системы.
  2. Сроки, в которые необходимо выполнить эти мероприятия.
  3. Должностных лиц, ответственных за исполнение в зависимости от структуры управления.
  4. Объемы финансовых, материальных и информационных ресурсов.

По мере выполнения запланированных мероприятий начальники отделов подают отчеты, на основе которых отслеживается прогресс по реализация введенной системы управления персоналом.

Интересные материалы на эту тему

Оценка эффективности управления персоналом... Человеческий капитал— наиболее значительный и не предсказуемый ресурс, поэтому очень важно, чтобы каждая компания задумалась об оценке эффективности с...
Тёмная сторона Agile Основатель компании-разработчика Hello World Technologies Евгений Тюменцев о том, почему ценности гибкой методологии не подходят для крупных проектов....
Что происходит с HR-аналитикой?... Все знают о существовании HR-аналитики, многие хотят иметь что-то подобное в компании, кто-то уже попробовал, а часть компаний успела разочароваться. ...
Крах института Эйчаров в России... HR-индустрия развивалась в России несколькими этапами, отставая от Запада на несколько десятилетий. После глубокого застоя в управлении персоналом, ос...
KPI в Управлении Персоналом Для начала давайте разберемся что такое KPI. KPI – это сокращение от английского Key Performance Indicator, что традиционно переводится как Ключевые ...
0.5