Часто говорят, что доход компании зависит от сотрудников, от того, насколько они самостоятельны и ответственны. Однако, как это реализовать на деле — другой вопрос. На практике сотрудники приносят свои проблемы руководителю и ждут от него совета как поступить в той или иной ситуации. Руководитель говорит что и как сделать, но ситуация не меняется. Почему так происходит и что делать руководителю? Ответам на эти вопросы и посвящена данная статья.

С правилом «сотрудник должен быть самостоятельным» я столкнулся, когда еще служил на военном флоте. Будучи молодыми и не такими опытными, как наш командир, мы старались переложить все решения на его плечи. Мы считали, что он может справиться с какими-то задачами лучше нас, ведь он такой опытный! Однако нам никогда не удавалось переложить ответственность на командира. Он всегда пресекал любые наши попытки взвалить все проблемы на него. Он говорил, что у него уже не те годы, чтобы что-то решать. Ему нужно предоставить готовое решение, а он может его только одобрить или не одобрить.
В то время я даже не задумывался, насколько позиция командира была правильной и сколько в ней мудрости. Я также не подозревал, что через несколько лет я сам столкнусь с этим правилом, будучи владельцем собственной компании, и пойму значимость этого правила на собственном опыте. Несамостоятельность сотрудников — это то, что может значительно тормозить развитие компании.
Словосочетание «самостоятельный сотрудник» можно понимать так: это человек, который обладает решимостью, инициативностью и выполняет свои должностные обязанности без помощи посторонних людей.
Руководителя, который допускает такую ситуацию, когда все проблемы сотрудников перекладываются на него, можно сравнить с родителем, который не справляется со своим ребенком. Представьте картину: плачущий ребенок, который потерял любимый мяч, и папа, который говорит: «Давай купим другой мяч?» На его предложение ребенок ему отвечает: «Нет, другой мяч не будет таким красивым, как тот». А вот если папа задаст ему вопрос: «Ну и что теперь делать?», тогда есть вероятность, что ребенок сам предложит папе купить новый мяч. Тем самым ребенок сам предлагает решение проблемы.
Эту ситуацию можно спроецировать и на взаимодействие руководителя с сотрудниками. Руководитель должен акцентировать внимание сотрудников на том, что им нужно научиться самим находить пути решения проблем, касающихся их работы. Он должен уметь мотивировать своих работников. Для этого руководителю нужно научить задавать правильные вопросы.
Вы когда-нибудь задумывались, какое количество проблем сотрудников вы решаете ежедневно и сколько советов вы даете? Под словом «работать» руководитель обычно понимает, что сотрудник может самостоятельно справиться со всеми проблемами, возникающими в ходе его работы. Бывает, что для сотрудника это слово означает приносить все свои проблемы руководителю, делая при этом умное лицо и рассуждая, как же сложно стало работать.
Конечно, вы можете возразить, что проблемы случаются, и в обязанности руководителя входит помогать своим подчиненным и это считается нормальной ситуацией во время рабочего процесса. Но такая ситуация, когда сотрудник приносит свою проблему руководителю, может сформировать в компании определенные правила, которые в дальнейшем отрицательно отразятся на работе:
  • Поведение «появилась проблема — иди к руководителю» становится нормой и превращается в один из способов работы в компании;
  • Увеличивается вероятность принятия неверного решения. Например, руководитель занят важным делом, допустим, у него встреча. Вдруг к нему подбегает сотрудник с проблемой и просит срочно ее решить. В такой стрессовой ситуации, если человек раздражен, зол или растерян, сложно принять правильное, взвешенное решение проблемы;
  • Невыполнение решения. Допустим, руководитель предложил какое-то решение проблемы, а сотрудник вместо того, чтобы поблагодарить своего руководителя и начать выполнять какие-то действия для решения проблемы, начинает подбирать аргументы, почему предложенное руководителем решение не подходит.
Это происходит, потому что руководитель вместо того, чтобы задать сотруднику конкретный вопрос «Какое решение ты предлагаешь?», сразу начинает обдумывать варианты выхода из трудной ситуации. Тем самым руководитель нагружает себя чужой работой, а компания не развивается так быстро, как могла бы.
Вы, как руководитель, можете только показать направление решения проблемы, но не предоставить полностью решение сотруднику. Зачастую, очень непросто сделать так, чтобы сотрудники сами справлялись со своими трудностями, если руководитель уже решал их проблемы. Однако к этому можно прийти постепенно. Стоит только руководителю научиться задавать сотрудникам правильные вопросы и тогда свободного времени, денег и здоровья у руководителя точно прибавится.

Интересные материалы на эту тему

Властные отношения. Что думают о вас подчиненные?... Какая же польза от ученья, когда в человеке нет страху...никакого трепету перед начальством? А.Н. Островский "Доходное место" Какими качествами долж...
Deloitte обнаружила низкий уровень лояльности моло... Большинство представителей поколения Y не готовы задерживаться в одной компании более пяти лет, а поколения Z — более двух. Они не считают действия ра...
33 невероятных привилегии, которые Google, Netflix... Facebook, Google, Netflix и другие большие соревнуются за лучших сотрудников. Чтобы не отставать в конкурентной борьбе, они предлагают лу...
«Поймите, вы будете управлять людьми, которые знаю... записали Анастасия Миткевич Тимур Батыров От редакции. Маршалл Голдсмит — один из самых известных коучей, автор 30 книг, многие из которых стали б...
Россияне дали описание идеального руководителя... Лучший босс для большинства россиян — спокойный мужчина зрелого возраста, не чуждый нововведениям, выяснили социологи ВЦИОМа   Если бы ро...
Что такое кадровый менеджмент и с чем его едят... Кадровый менеджмент – понятие довольно молодое в России, пришедшее вместе с перестройкой с потоком всего нового, западного и до тех пор незнакомого ро...
Вовлеченные сотрудники быстрее выгорают на работе... А компании, заботясь о высокой вовлеченности, рискуют лишиться ценных кадров Доротея обожала свое новое место работы и была мотивированным сотруднико...
0.5