Упражнения: Развитие навыков коммуникации

Упражнения Развитие навыков коммуникации 1Инструкция: Серия упражнений, предлагаемых ниже, максимально прибли­жена к жизни и не требует каких-либо специальных условий для их выполнения. Однако обратите внимание на то, что вам предла­гается не способ действий при решении различных проблем в об­щении, но упражнения, цель которых — способствовать развитию навыков, с помощью которых вы сможете решать подобные про­блемы самостоятельно.

Проблема 1. Вы настолько застенчивы, что затрудняетесь об­ратиться к кому бы то ни было, кроме самых близких родственни­ков и друзей.

 Известно, что телефон позволяет обращаться к незнакомому человеку анонимно. Кроме того, ваш собеседник не увидит, как вы будете краснеть, теребить посторонние предметы и проявлять другие признаки смущения.

Процедура
1. Позвоните в телефонную справочную и узнайте несколько нужных вам номеров.

2. Позвоните в любое предприятие службы быта, узнайте его часы работы и цены.

3. Позвоните в железнодорожную справочную, узнайте время отправления поезда и тому подобное.

При всех ваших звонках следите за культурой речи, соблюде­нием норм делового этикета. И, в частности, не забывайте благо­дарить тех, кто отвечает на ваши вопросы.

Проблема 2. Вы считаете себя недостаточно общительным, испы­тываете трудности при контакте с малознакомыми людьми.

При выполнении упражнений обращайте внимание на реак­ции людей, с которыми вы вступаете в контакт. Корректируйте свой стиль общения в зависимости от этих реакций. При необходи­мости пользуйтесь рекомендациями в конце задания.

Процедура
1. Представьтесь незнакомому человеку у себя на работе (по месту учебы), дома, во дворе.

2. Пригласите кого-нибудь, кому по дороге с вами (например, возвращение после работы, учебы, из гостей), идти или ехать вместе.

3. Включитесь в общую беседу своих коллег по работе или учебе.

4. Позвоните по телефону коллеге противоположного пола, с которым вы знакомы, но не общались лично, по несложно­му вопросу (например, узнать, что задано, когда состоится
такое-то мероприятие и тому подобное).

5.  В общественном месте (транспорт, магазин, кафе, библиотека) ответьте улыбкой первым          трем людям, которые на вас посмотрят.

6. В общественном месте заведите разговор с рядом стоящим или сидящим человеком (простой вариант — своего пола, более сложный — противоположного пола).

7. Спросите у трех человек, как вам куда-то пройти. Постарайтесь проговорить с одним из них хотя бы две минуты.

8.  Когда у вас возникнет какая-то проблема, обратитесь с ней к кому-то из соседей, с кем вы раньше не общались.

9.  Узнайте у незнакомца, читающего спортивную газету, результат какого-нибудь соревнования.

10. Перед началом спектакля или концерта, где все билеты прода­ны, найдите человека, который продаст вам лишний билет.

Проблема 3. Вам трудно расположить к себе собеседника, до­биться легкости в общении. К вам редко обращаются с просьбами и вопросами.

Процедура

1.  Перед выходом «на люди» подумайте о чем-нибудь смешном или веселом. Посмотритесь в зеркало, запомните свое выра­жение лица и постарайтесь сохранить его как можно дольше.

2.  Старайтесь приветствовать любого знакомого и некоторых незнакомых, с которыми вы встречаетесь. Улыбнитесь и ска­жите что-то хорошее (о погоде или комплимент — см. далее).
Старайтесь, чтобы как можно больше людей отреагировали доброжелательно.

3. Делайте как можно больше комплиментов как близким, так и малознакомым и незнакомым. Поводом для комплимен­тов могут служить внешность, одежда, умения  (например: «У тебя здорово получается это блюдо»), личные особенно­сти (например: «Вы так хорошо  улыбаетесь»)  и так далее.

Проблема 4. Вам трудно отказывать в просьбах, а если вы отка­зываете, на вас часто обижаются.

Упражнение

Если к вам обращаются с просьбой, откажите сначала в шут­ливой, дурашливой форме. Если, например, вас приглашают в гости, то вы отвечаете: «Неодолимые преграды в виде ожидаемых стихийных бедствий встают на моем пути». Такой вариант паузы позволяет лучше овладеть ситуацией, придумать форму отказа, если он последует, а собеседнику дает возможность отказаться от просьбы,, если она не очень важна. Потом можно в зависимости от ситуации согласиться на просьбу или сказать: «Если серьезно, то…», и привести причину отказа.

Проблема 5. В напряженной обстановке (очередь, переполнен­ный транспорт, тревожное ожидание) вы склонны раздражаться и вступать в пререкания.

Упражнение

Обучайтесь в напряженной ситуации доброжелательно шутить (например, в тесном транспорте тому, кто загораживает проход: «Что-то автобусы стали тесными…»). Старайтесь получить доброжелательный ответ.

При случайной ссоре с незнакомым или малознакомым чело­веком коротко извинитесь и замолчите вне зависимости от того, что о вас будет сказано. Такая тренировка выдержки и собственно­го достоинства может оказаться полезной в более значимой ситу­ации.

Проблема 6. Часто люди бывают вам неприятны, хотя для этого нет особой причины.

Упражнение
Представьте себе, что вы близкий родственник или друг не­приятного для вас человека. Наблюдайте за его поведением, объяс­няйте его поступки с этой (оправдывающей) точки зрения.

Дополнение:

Примите к сведению несколько простых вариан­тов начала разговора.

В общественном месте лучшая тема — проблема, объединяю­щая всех. В очереди: «Какая длинная очередь! Может быть, лучше приходить в другое время?»  В магазине: «Вы уже покупали раньше это печенье? Оно вкусное?»

Представление: «Меня зовут…», «Я знакомый (брат, коллега)…»

Комплимент, за которым следует вопрос: «Как хорошо лежат волосы. Вы делаете прическу сами или в парикмахерской?»

0.5