Хорошая сеть деловых контактов помогает всегда держать нос по ветру. Благодаря ей вы все время учитесь, готовы к восприятию новых идей и имеете под рукой экспертов в самых разных областях. А если вдруг возникнет проблема, то всегда найдутся помощники. И еще немало пользы можно получить от своей социальной сети.

Но хотя все понимают, как важно располагать большим количеством разнообразных, простирающихся во все стороны профессиональных связей, многим людям трудно превозмочь в себе первоначальное внутреннее сопротивление и даже неприязнь к самому процессу налаживания связей. Двадцать лет я объясняю студентам, как нужно строить такие сети и как их эффективно использовать, но основная проблема, как я убедилась, заключается не в отсутствии нужных навыков, а в отсутствии нужного настроя.

Вникнув в типичные проблемы, которые вновь и вновь возникают у моих студентов на программе MBA и клиентов, я пришла к выводу, что воспользоваться в полной мере преимуществами деловых контактов людям мешает одно из пяти неверных убеждений (или даже их комбинация). Какие из них присущи и вам?

Предрассудок № 1. Сеть профессиональных контактов — это пустая трата времени. Недостаток опыта вынуждает многих людей задаться вопросом, стоит ли им вообще тратить время на выстраивание собственной сети знакомств, тем более если многие контакты не имеют непосредственного отношения к текущей деятельности. Например, Джо, руководитель латиноамериканского филиала одной крупной компании, сказал мне, что каждый приезжающий в его страну сотрудник непременно просит встретиться с ним лично. За прошлый год ему пришлось принять около шестидесяти посетителей, а ведь он вообще-то еще и работает. Неудивительно, что он засомневался, разумно ли он расходует свое время.

Хотя я перечислила выше все преимущества создания сети знакомств, нет никаких гарантий того, что вы сумеете воспользоваться ими всеми. Все зависит от того, какая у вас сложилась сеть контактов и по каким принципам вы ее строите. Зачастую люди не проявляют в этом вопросе достаточной требовательности, они, как наш Джо, откликаются на любой запрос, а сами обращаются к другим, только если есть конкретное дело или срочный вопрос. Гораздо полезнее заранее установить деловые отношения с теми, кто может сыграть ключевую роль в намечающихся планах в самых разных сферах.

Предрассудок № 2. Одни люди одарены талантом заводить знакомства, у других этой способности нет — и с этим ничего не поделаешь. Многие считают, будто экстравертам нетворкинг дается легко, а застенчивому человеку это и вовсе не по нутру. И, решив, что их природа подобным талантом обделила, люди попросту не вкладываются в создание своей сети профессиональных контактов, ведь их усилия все равно не окупятся.

Психолог из Стэнфорда Кэрол Двек показала, что заведомые представления человека о роли «природы и среды» заметно влияют на его решимость приложить силы к освоению навыка, который дается ему с большим трудом. Люди «твердых убеждений» обычно верят во врожденные способности, в то время как нацеленные на личностный рост в большей степени готовы к переменам.

Как доказали в своем исследовании Кувабара, Хильдебранд и Зу (готовится к публикации), если вы рассматриваете умение обзаводиться знакомствами как навык, который можете в себе развить, то у вас появляется мотивация укрепить в себе эти способности, отшлифовать их и добиться большей отдачи от своих контактов, чем получают те, кто полагается только на свое «природное обаяние».

Предрассудок № 3. Отношения могут развиваться только сами по себе. Это одно из самых глубоких заблуждений: будто отношения формируются и растут спонтанно, когда люди инстинктивно тянутся друг другу. Им кажется, будто стратегическая и методичная работа в этой области — это нечто искусственное, а то и вовсе что-то грязное.

Беда в том, что это убеждение вынуждает вас строить сети контактов, бесполезные и для вас, и для ваших знакомых, ведь они слишком однородны. Многолетние исследования в области социальной психологии показали, что, действуя лишь по собственному разумению, мы поддерживаем отношения только с людьми, похожими на нас, завязываем знакомства с теми, на кого часто «натыкаемся» (а те, на кого мы часто натыкаемся, обычно одного с нами поля ягода).

Такие «эгоцентричные и ленивые» сети не обеспечат нам широту и разнообразие взглядов, необходимую для того, чтобы по-настоящему понять окружающий мир, принимать удачные решения и вербовать под свои знамена тех, кто от нас сильно отличается. Вот почему профессиональные сети нужно создавать целенаправленно, с продуманным намерением найти нужных нам людей и укреплять отношения именно с ними.

Предрассудок № 4. Нетворкинг только для циничных карьеристов. Многие люди возводят неумение или нежелание выстраивать сеть профессиональных знакомств в разряд личностных ценностей: нетворкинг они считают делом «неискренним», а то и вовсе «манипуляторским». По их словам, люди пользуются деловыми связями, чтобы получить что-то по блату, вопреки принципу меритократии. Другие полагают, что отношения строятся на взаимности, нужно отдавать столько же, сколько получаешь.

Одно исследование обнаружило интересное распределение этических оценок нетворкинга: молодые сотрудники считают его «грязным» делом, но необходимым для карьерного продвижения, а их боссы нисколько по этому поводу не переживают, потому что и сами могут дать что-то взамен другим людям.

Итак, разница обуславливается большей или меньшей степенью уверенности в себе: ведь молодые люди чаще выступают в роли просителей. Я также провела свое собственное исследование и пришла к выводу, что единственный способ принять нетворкинг как достойное занятие — наращивать связи и пользоваться ими не только в своих личных интересах, но ради своей команды и компании.

Предрассудок № 5. Наиболее ценны сильные связи. Это предубеждение мешает выстроить полезную сеть профессиональных контактов: интуиция подсказывает, что важнее всего основанные на полном доверии отношения, так называемый «внутренний круг». Разумеется, эти тесные связи очень важны, однако неправильно было бы недооценивать значимость «слабых связей», отношения с людьми, которых мы не так хорошо знаем или не так часто видим — «внешний круг» сложившейся сети.

Проблема не в том, что наш привычный круг общения вдруг откажет в помощи — конечно же, они, случись что, постараются нас поддержать, но их опыт мало чем отличается от вашего, а взгляды зачастую совпадают. Множество исследований доказывают, что инновации и стратегические инициативы порождаются как раз за счет «слабых контактов»: через тех, кого мы уже знаем (хоть и не так близко, как нам бы хотелось), можно добраться до тех, с кем мы пока что не знакомы. Так мы узнаем что-то новое, добываем необходимую информацию и дополнительные ресурсы.

Чаще всего руководители, которых я учу нетворкингу, жалуются на то, что уже сложившая у них сеть контактов — результат случайных решений, принятых в прошлом, а не источник поддержки, обращенный в будущее. Знакомства на периферии нынешнего круга общения — залог дальнейшего развития сети.

От того, как мы относимся к налаживанию деловых связей, зависит, сколько времени и сил мы будем тратить на это дело. Но настрой можно поменять, а для этого нужна работа над собой. Единственный способ понять, насколько важен нетворкинг для вашей карьеры, — это все-таки рискнуть и попробовать переступить через свои предрассудки.

Источник: HBR-Russia

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт HRhelpline.ru обязательна

0.5