Кадровый менеджмент – понятие довольно молодое в России, пришедшее вместе с перестройкой с потоком всего нового, западного и до тех пор незнакомого российским предприятиям. Старый добрый отдел кадров стал называться отделом по управлению персоналом, его деятельность в отношении сотрудников – кадровым менеджментом, и вообще слово менеджмент во всех его сочетаниях очень полюбилось в нашей стране, как и многие другие иностранные слова, особенно из деловой сферы, хлынувшие огромным потоком в русский язык и употребляемые и к месту, и не к месту, и кадровый менеджмент сам по себе еще не самый худший вариант. 

Основы кадрового менеджмента

Цель кадрового менеджмента – это управление людьми на предприятии – подбор персонала, организация оплаты труда сотрудников, контроль трудовой дисциплины, контроль за соблюдением трудового законодательства, обучение персонала, повышение квалификации сотрудников и т.д. 

Современных кадровый менеджмент прежде всего опирается на принципы фирменной кадровой политики каждого предприятия или компании. Основы кадрового менеджмента предприятия помимо общепринятых функций кадрового менеджмента, общих для всех предприятий, должны отражать фирменный стиль предприятия, который бы выделял и отличал данное предприятие  в инновационном плане, привлекал бы нужные кадры и вдохновлял бы сотрудников работать на данном предприятии на долгосрочной основе. 

По мнению многих директоров по персоналу  одной из главных задач кадрового менеджмента является привлечение и удержание на работе квалифицированного и нужного данному  предприятию персонала, что невозможно при недолжном уровне организации кадрового менеджмента и неграмотной работе с персоналом. 

История кадрового менеджмента в России

Активное развитие кадрового менеджмента в России неизбежно привело к возникновению должности кадрового менеджера, грамотного управленца, знающего психологию, юридически грамотного и обладающего большими коммуникативными способностями. Так как в России система кадрового управления стала формироваться относительно недавно, возник вопрос, где взять специалистов. Из-за лакуны на рынке труда в HR переходили работать люди из разных профессий от бывших военных до секретарей компании и массовиков-затейников из домов культуры. 

На начальном этапе становления этой управления персоналом в начале 90-х годов технологии и методы кадрового менеджмента активно перенимались российскими компаниями у западных предприятий. Новоявленные российские кадровики старались изучить все моменты, связанные с опробованной западной системой кадрового менеджмента, и пытались тем или иным способом адаптировать их к специфики управления в России. Методом проб и ошибок  менеджеры  по персоналу  стремились создать свою систему кадрового менеджмента, которая была бы наиболее эффективна именно для данного предприятия в российских условиях. В большинстве случаев подход здесь был весьма прагматичный — ничего нового изобретать не надо – в мире все давно изобретено, необходимо просто грамотно и вдумчиво подобрать те управленческие принципы и добавить такие фишки и вишенки на торте, чтобы кадровый менеджмент предприятия дал свои качественные плоды и компания перестала бы беспокоить проблема кадров. 

Сейчас, через 25 лет становления и развития дисциплина кадрового менеджмента в России представляет собой довольно сложный процесс, включающий в себя различные области психологии, экономики, коммуникации и IT. Помимо создания грамотной политики управления кадрами на предприятии, формирования профессиональной команды и управления данными кадрами, обучения и развития персонала, все больше руководителей отделов персонала озабочены вопросами создания корпоративной культуры, которая стимулирует творчество и инновации,   выстраиваниям эффективных внутренних коммуникаций, повышением уровня вовлеченности персонала и  особенностями межпоколенческой мотивации.   Все чаще  и чаще понятие кадрового менеджмента на современном рынке труда ассоциируется с престижем предприятия и его привлекательностью в глазах квалифицированных сотрудников. Кадры – наше всё, — говорят многие топ-менеджеры, —  и за них нужно профессионально и грамотно бороться!  

Интересные материалы на эту тему

Вовлеченные сотрудники быстрее выгорают на работе... А компании, заботясь о высокой вовлеченности, рискуют лишиться ценных кадров Доротея обожала свое новое место работы и была мотивированным сотруднико...
«Люди хотят большего»: почему пирамида Маслоу уже ... Лори Голер, Жанель Гейл, Адам Грант Стоит завести разговор о карьерных ценностях, как кто-нибудь обязательно вспомнит о пирамиде Маслоу — з...
Должны ли сотрудники знать зарплаты друг друга... В России появляются компании, живущие по принципу «открытых зарплат», когда все сотрудники знают доходы друг друга. Такой подход увеличивает производи...
Как должно выглядеть идеальное общение: письмо Ило... Долгие годы предприниматель-миллиардер Илон Маск демонстрирует отточенное мастерство общения. Следующий текст является отличным примером: это копия...
Хватит зарплату и премию называть мотивацией... Обычно руководители думают, что для мотивации сотрудников нужно регулярно поднимать заработную плату и платить премию. А если ещё есть система мотивац...
Сказка про организационную эффективность. Жил-был ... Жил-был Муравей. И он очень любил работать... Каждый день, с утра пораньше начинал работу весёлый и счастливый Муравей. Была у него хорошая производит...
Starbucks. «Книга зеленого передника»... В Starbucks есть зеленый буклетик — «Книга зеленого передника», где перечислены руководящие принципы, общие для всех работников компании. Прочтите их ...
0.5