Мария Ганиянц

Когда исчезнут рекрутеры? На какое профобразование лучше сделать ставку в 35+? Как создание унифицированного «языка компетенций» изменит рынок труда? На эти вопросы отвечает директор Британской высшей школы дизайна (БВШД) Анастасия Бутрым.

Британка изначально, с открытия в 2003 году, сделала ставку на взрослых людей, которые по диплому одной профессии, а по жизни другой. Таких тогда было много. Да и сейчас никто не предлагает такой спектр актуальных профессий, как вы. При этом в Москве особо остро чувствуется возрастной ценз при приеме на работу. Многие компании, особенно инновационные, не хотят брать соискателей старше сорока лет. Их резюме автоматически выбраковываются.

Это ограничение зачастую есть только в умах руководителей, которые нередко предпочитают нанимать молодых и менее компетентных, чем они сами, людей, так как боятся, что подчиненный окажется умнее. Это неверный подход.

На Западе после тридцати вчерашний студент еще ищет себя, а у нас в тридцать — это уже специалист с семьей, ипотекой, обязательствами и гигантским (во всяком случае, так хочется думать работодателю) опытом. Но молодые люди просто не в состоянии обладать большим кругозором и знать все инсайты.

Молодой активный коллектив — это прекрасно, и у нас в Британке именно такой. Но если в компании нет взрослых людей — а именно они цементируют бизнес и создают преемственность, — то ее будет мотать, как пчелиный рой. Это же очевидно, что человек, который пережил четыре экономических кризиса, ведет себя по-другому, чем тот, кто столкнулся с этой проблемой впервые.

Но есть и хорошая новость. В творческой сфере вопрос возраста стоит наименее остро. Если в описании вакансии менеджера часто стоит пометка о возрасте до 35, то акцент на возраст в вакансии графического дизайнера — редкое явление. Творческих людей встречают по портфолио, которое можно сделать еще на этапе получения образования.

На какие профессии стоит делать ставку людям, которые в зрелом возрасте задумались о смене сферы деятельности?

Три года назад в Британке мы одними из первых сделали карту профессий территории искусства и дизайна. Но сегодня она уже неактуальна. Профессия в чистом виде — атавизм, исчезающий вид. Почитайте job description на сайтах компаний, они часто не совпадают с профессией. Многие работодатели хотят еще чего-то, каких-то дополнительных навыков. Например, в вакансии фотографа может быть запрос на блогинг, стайлинг, навык копирайта, знание азов программирования и маркетинга и где-нибудь последней строчкой будет, собственно, фотограф.

Поэтому если соискатель обладает навыками, которых нет у конкурентов, то он оказывается в выигрышном положении, даже если эти навыки напрямую не относятся к его профессии.

Пару лет назад если человек, устраиваясь в банк, мог добавить, что он разбирается в блокчейне и криптовалютах, то зарплата автоматически увеличивалась минимум на 30%. Правда, сейчас этот бум спал и на прибавке к зарплате эти навыки вряд ли отразятся.

Мы, как создатели образовательных программ, столкнулись с тем, что границы между профессиями стали сильно размыты и планировать образовательные результаты нужно иначе.

Очевидно, что в сфере искусства, и дизайна в частности, больше не будет профессий: на смену им придет что-то вроде взаимопроникающей экосистемы компетенций и навыки одних отраслей будут приветствоваться в других. На смену людям T-shape пришли «люди-расчески».

Кто такие люди T-shape и«люди-расчески»?

Раньше вузы выпускали T-shape-специалистов, по вертикали у которых — hard skills, то есть твердые, глубокие навыки, которые делаются физически (программист пишет продукт на языке, дизайнер мебели пилит лобзиком, модельер рисует и шьет). Горизонтальная линия — это soft skills, гибкие навыки, которые не привязаны к конкретной предметной области, а отвечают за умение работать в команде, четкое владение своим временем, успешное разрешение конфликтных ситуаций, лидерство, стрессоустойчивость. Большинство образовательных учреждений готовили именно T-shape-специалистов.

Но мир меняется. И одного твердого навыка (одной «ноги»), пусть даже очень хорошо отточенного, становится мало. Так появились π-person. Вот программист захотел стать модельером и выбрал направление 3D fashion (мода, которая печатается на принтере). Он готов осваивать новые знания, навыки и умения, связанные с модной отраслью, его компьютерные навыки позволяют погрузиться в creative coding, и теперь он π-person, у него две ноги — мода и программирование. Он уникальный специалист на рынке или по меньшей мере конкурирует с себе подобными не на одном поле — дизайнер одежды или программист, а на пересечении двух, что в разы увеличивает его шансы на успешное трудоустройство.

Но наибольший интерес представляют люди, у которых много таких ног, много hard skills, мы их и называем «человек-расческа». И с этой точки зрения от прежней деятельности, даже если вы в корне ее меняете, нельзя отказываться, а стоит проанализировать, какие навыки из прежнего опыта можно использовать в новой сфере.

А есть реальные истории людей, которые пришли к вам учиться, сменили сферу деятельности и теперь мегауспешны на новом поприще?

Конечно, вот абсолютно реальные кейсы выпускников Британки.

Кристина Капитанаки после аспирантуры в области экономики и финансов в РАНХиГС, у нее также было образование в лингвистике и психологии (Кембридж и Сорбонна), больше десяти лет работала в банковской сфере. Главный специалист в «Русском стандарте», затем замначальника в ВТБ 24. От бешеного темпа работы угробила здоровье и попала в больницу: за время своего пребывания там почему-то постоянно визуализировала подиум. Хотя у мамы было свое ателье, она сама этой сферы никогда не касалась. Поняв, что в банк она больше не вернется, Кристина поступила к нам на программу «Дизайн одежды. Базовый курс». Опыт в бизнесе помог ей заключить контракты с Wildberries, KupiVIP и Lamoda, сделать несколько показов и создать костюмы для фильма «Максимальный удар». Она планирует развивать собственную линию детской одежды и работает с брендом Finn Flare.

Или еще один случай: Екатерина Михайлова, по специальности картограф, подрабатывала web-дизайнером. В Британке она выбрала курс «Дизайн мобильных приложений» и по итогам дипломного проекта попала в компанию Redmadrobot. В этом году Екатерина и ее команда сделали проект, который получил главный приз на European Design Awards.

Но как человеку понять, что ему нужно? Откуда ему узнать, кого «возьмут в будущее»?

Могу говорить только про творческое направление. У взрослого человека, который решил по каким-то причинам сменить сферу деятельности, уже есть свои soft skills (они бесценны всегда) и hard skills (которые надо не выбрасывать, а использовать в новых целях), и есть сферы, интересные для личности.

На пустом месте тяга к определенному виду творчества редко возникает. Скорее всего корни либо лежат в детских увлечениях, либо это осознанное взрослое хобби. Но если увлечений много, то человек часто не понимает, в каком направлении себя реализовать. Не надо сразу оплачивать профобразование, если нет уверенности, что это стопроцентное попадание.
На первом этапе хватит и edutainment — совмещения развлечения и образования. Ходите на мастер-классы, воркшопы, дискуссии. Нужно это ровно для того, чтобы понять, от чего у вас внутри «дзынькает», как говорит Полунин. В творчестве без «дзынь» нельзя, это не финансы и не менеджмент. Чтобы понять, какой процесс приносит удовольствие, надо попробовать, примерить на себя.

Так как сейчас почти все сферы стали междисциплинарными, то, перебрав порядка пяти направлений, можно с большой долей вероятности определиться. И москвичи тут в привилегированном положении — в большом городе большие возможности.

Поняв сферу, на которую душа отзывается, стоит заранее продумать, какие именно компетенции имеет смысл нарастить, чтобы получить максимальное конкурентное преимущество. И лучше это делать до того, как пошли учиться.

Вот, например, Илья Варегин: выпускник факультета иностранных языков, работал и переводчиком-синхронистом, и проектным менеджером в крупной IT-компании. Параллельно с работой увлекся историческим костюмом и работал с командой, которая занималась историческими реконструкциями (а они очень дотошны в отношении мельчайших деталей). Потом были костюмы для театра и кино и «Дизайн одежды. Базовый курс» в Британке. Окончив БВШД, Илья запустил свой бренд Infundibulum. Он может и построить сводную таблицу, и бюджет посчитать, потому что занимался этим как переводчик и менеджер. Есть такое понятие — lifestyle-driven business, это когда человек может жить и строить бизнес определенным образом, по своим правилам.

Или маркетолог Надежда Данилова. Она долго работала в «МегаФоне» и «Билайне», искала себя через путешествия, йогу, медитацию и, наконец, прошла программу «Дизайн интерьера. Базовый курс» и решила заняться современным искусством.

Продолжила обучение в MMOMA School of Contemporary Art. Сейчас ее работы выставляются в ММОМА, она читает лекции в БВШД, параллельно руководит отделом маркетинга и бизнес-девелопмента в архитектурном бюро Offcon и мечтает открыть собственную галерею.

А как быть, если и твердые навыки есть, и гибкие развиты, и допобразование получено, но собственное дело открывать не хочется, а на достойную работу все равно продолжают брать молодых? Многие мои знакомые, профессионалы из разных сфер, сидят без постоянной работы не потому, что любят фриланс, а потому, что их не замечает HR.

Проблема не в том, что они не нужны, а в том, что компании не знают, что им нужны именно эти люди. Поясню. Одни и те же компетенции у мобильных операторов и у банковских работников будут называться по-разному, так как они не говорят на едином профессиональном языке, а значит, ни работодатель, ни соискатель из разных областей просто не поймут, что нужны друг другу.

Если бы все договорились о единстве дефиниций, то это многократно расширило бы возможности для перехода специалистов из одной сферы в другую. Мы сейчас как раз и пытаемся создать таблицу элементов компетенций по аналогии с таблицей Менделеева. Человек отбирает свои компетенции и при помощи искусственного интеллекта обрабатывает их, понимая, под запрос какого работодателя его набор лучше всего подходит, а каких не хватает и необходимо ли пойти учиться и куда именно.

А стандартный рекрутинг уйдет из нашей жизни так же, как ушли турагентства, когда появились технологии, позволяющие самим бронировать билеты и отели.

А стоит ли тратить время, учиться в университетах, если из них выходят с минимальным набором навыков, многие из которых уже устарели? Не лучше ли современным детям нанять западного тьютора, слушать курсы, ходить на мастер-классы? Точно дешевле обойдется.

Современный мир не готов к людям без высшего образования. И хороший вуз необходим не из-за новых или не очень знаний. В вузе учат думать, дают структурированный подход, развивают аналитические способности, умение систематизировать информацию, критически мыслить, чего не делает школа. Освоить все это самостоятельно очень сложно.

Материал, на котором эти навыки и методологии отрабатываются, не столь важен, вполне подойдет и абстрактная математика. Если человеку под силу находить закономерности, выявлять связи, видеть структуру, определять правила упорядоченности, видеть, что уравнение — это метафора, а дробью 4/3 можно описать мелодию или узор, то в любой сфере он сможет дать миру гораздо больше новых идей и смыслов, чем если выучит большой объем Wikipedia наизусть.

А знание индустрии, внутренних процессов и актуальных задач можно приобрести и развить до профессионального уровня только на живых проектах. Поэтому стоит идти учиться лишь в те вузы, где меньше лекционных форматов, а больше практики, и где эта практика сцеплена с прогрессивными компаниями в индустрии, а теоретические проекты сочетаются с живыми практиками. Но в Москве таких учебных заведений меньше, чем пальцев на одной руке. А в Британии, например, почти все.

Но сколько бы институтов вы ни закончили, учиться придется всю жизнь. Единственная жизнеспособная образовательная модель в XXI веке — Life Long Learning, так как в любом возрасте у человека есть объем навыков и знаний, который нужно освоить. Ведь тот объем информации, который человечество накопило с момента своего возникновения и до 2003 года, мы сегодня создаем всего за два дня.

Источник

 

Интересные материалы на эту тему

Письма счастья или как правильно написать отказ со... Ни одному соискателю не хочется слышать, что ему отказали после того, как он потратил массу времени на подачу резюме и участие в собеседованиях - так ...
10 советов как правильно составить видео резюме дл... Возможно, это подойдет не для всех типов работ, однако резюме, поданное в форме хорошо сделанного видеоролика (видео резюме)- это отличный способ пред...
Какие вопросы должен задавать соискатель работодат... В конце почти каждого собеседования вы слышите вопрос от потенциального работодателя, которого вы, вероятно, ждете: «У Вас есть ко мне ещё какие-то во...
Мнения работодателей: от каких сотрудников нужно и... Анна Артамонова вице-президент Mail.Ru Group В первую очередь нужно избавляться от токсичных сотрудников. Потому что такие люди влияют не только на ...
Люди Z Дэвид Стиллман От редакции. Как изменят рынок труда представители поколения Z? Почему они совершенно не похожи на «миллениалов»? Как понять и мотивир...
Как составить резюме, чтобы вас взяли на работу. О... Итак, вы - молодой, талантливый и амбициозный человек в поиске работы. Но у вас одна проблема - нет опыта работы. Как же Вам составить резюме, так что...
Как провести эффективное online-собеседование: 10 ... Технологии приходят в нашу жизнь и меняют ее к лучшему. Мы стали тратить меньше времени на оплату коммунальных услуг, шоппинг, бронирование отелей и м...
0.5