Многие исследовательские работы на тему функций лидерства содержат обширные перечни конкретных обязанностей, выполняемых лидерами. Наиболее объективной моделью считается вариант, когда функции лидера рассматриваются с различных точек зрения: психологической, активной, ценностно-смысловой и т. д.

В любой группе людей, объединенной общими целями и задачами, происходит распределение ролей. Каждая роль в таком коллективе предусматривает выполнение набора действий, которые могут быть второстепенными или иметь первостепенную важность для успешного существования и достижения целей группы. Функции лидера относятся ко второй категории, ведь такой человек обладает наиболее весомым статусом и занимает главенствующее положение.

Функции лидера

С точки зрения ценностно-смысловых ориентиров существования команды, в перечне основных функций лидерства на первом месте стоит символическая. Ее легко рассмотреть на примере трудового коллектива, где наиболее опытный и профессиональный сотрудник, который может не являться руководителем, будет представлять для сотрудников личность, на который необходимо ориентироваться.

Лидер помогает остальным членам команды определить правильное направление своего развития. Этот процесс может происходить осознанно или неосознанно, но именно лидер задает «тон» в поведении коллектива, его достижениях и успехах.

Из других первостепенных функций любого лидерства необходимо отметить инструментальную. Для ее реализации лидер предлагает способы и методы для достижения поставленных целей. Сюда относится также:

  • оценка и анализ ситуации в команде;
  • создание плана действий;
  • координация членов коллектива;
  • контроль выполнения задач, поставленных перед каждым участником.

Еще одна функция этой группы — эмоциональная, направленная на интеграцию объединения людей, поддержку психологических отношений внутри нее. Сюда относится решение задач по управлению конфликтами, поддержке коммуникаций внутри группы, установлению и поддержанию принятых норм и правил.

 

 

Бесплатный каталог политики и процедур по вопросам лидерства и управления персоналом

С точки зрения психологии, задачи, выполняемые лидером, будут выглядеть следующим образом.

  1. Информационная. Поиск, сбор информации, ее применение для достижения поставленных целей.
  2. Когнитивная. Постановка целей и задач, их осмысливание, разработка плана по достижению.
  3. Мотивационная. Побуждение участников группы к достижению целей.
  4. Аффективная. Контроль деятельности группы, обеспечение «обратной связи» с каждым членом коллектива, оценка сложившихся отношений.
  5. Координационная. Распределение ролей, постановка посильных задач, наблюдение за изменениями вне группы, корректировка действий.

К категории одной из наиболее универсальных моделей лидерских функций относят классификацию, предложенную Ицхаком Адизесом. В качестве основного критерия для выделения лидерских задач он предлагает взять время.

  1. Функция производства результатов для краткосрочного аспекта, которая необходима для качественной реализации поставленных задач.
  2. Функция администрирования для краткосрочного аспекта, необходимая для поддерживания сложившегося порядка.
  3. Функция предпринимательства в долгосрочном аспекте, которая заключается в планировании развития группы, предугадывании внешних или внутренних изменений, корректировке программы действий.
  4. Долгосрочная функция интеграции. Предполагает работу над созданием системы ценностей, общей для группы людей, которая является основой для эффективных совместных действий.

Еще один способ классификации круга обязанностей лидера — с позиции самоорганизации. Можно выделить функцию сохранения группы и ее адаптации для успешного существования и решения задач.

Основные функции лидерства

Среди всего разнообразия обязанностей лидерства выделяются основные, эффективная реализация которых определяет успешность жизнедеятельности самой группы и ее лидера. К наиболее значимым функциям классического лидерства относят:

  • интегративную, которая предусматривает объединение людей под общей идеей, целью, согласование интересов членов группы, определение базовых ценностей;
  • ориентационную, представляющую достижение поставленных целей с учетом социальных интересов (важна для политических лидеров);
  • инструменталистскую, предполагающую разработку набора инструментов для реализации задач (например, для политических лидеров — это создание программы деятельности);
  • коммуникативную, позволяющую создавать прочные связи не только внутри группы, но и с внешними объектами;
  • мобилизационную, состоящую в побуждении к совершению необходимых действий для достижения целей и реализации принятой программы.

Эта классификация наиболее простая и универсальная. Она подходит для описания круга задач, решаемых любым лидером начиная от менеджеров организаций и заканчивая политиками.

Функции лидерства в менеджменте

Функции лидерства в менеджменте подвергаются наиболее тщательному изучению, т. к. правильная постановка задач и успешное их решение — это ключ к успеху в любом бизнесе. Поэтому совмещение ролей руководителя и лидера считается наиболее успешной моделью построения отношений в коллективе.

В структуре менеджмента лидерство всегда выполняет важные управленческие обязанности.

  1. Организация коллектива, корректировка деятельности работников. Обязанности лидера включают постановку четких целей, координацию общих усилий команды, представление результатов. Менеджер или неформальный лидер выполняет роль ведущего для коллектива предприятия.
  2. Мотивирование подчиненных. Задача включает воодушевление на достижение цели и вселение уверенности в собственных силах. Может выполняться путем увлечения людей на своем примере, а также часто реализуется через достижение групповой синергии.
  3. Представительские функции. Лидер в группе отстаивает ее интересы за пределами коллектива, поддерживает равновесие между потребностями группы и возможностями их удовлетворения, определяет перспективы для дальнейшей деятельности и развития.

Для успешного выполнения всех вышеперечисленных функций менеджер-лидер должен иметь превосходные навыки общения, сильные личностные качества, позволяющие ему управлять людьми, быть примером как в профессиональном, так и в эмоциональном плане.

Функции лидерства в организации

Функции успешного лидерства в любой организации должны быть созвучны с целями и требованиями руководства и членов коллектива. Согласование личных целей и требований работников с общими задачами компании — наиболее эффективный способ развития и решения поставленных задач.

Лидер в организации —человек, который представляет интересы коллектива, занимается решением групповых задач, олицетворяет ценности, играет важную роль в разрешении конфликтов. Для выполнения роли лидера важно уметь реализовывать следующие задачи:

  • формулировка целей;
  • поиск ресурсов для достижения целей;
  • побуждение участников группы к действиям;
  • координация действий;
  • формирование их нормальной корпоративной культуры.

Все эти функции — управляющие. Формально они относятся к компетенциям руководителя. Но при наличии неформального лидера, который признан всем коллективом, он может взять их выполнение на себя, координируя действия людей в соответствии с целями и задачами, которые ставит руководитель. Эта модель — одна из наиболее действенных и эффективных для организаций любого типа.

Интересные материалы на эту тему

Эволюция внутренних коммуникаций... Согласно недавнему исследованию оказалось, что внутренние коммуникации – совсем не «молодая» профессия, как многие из нас считают. Первые внутренние п...
Начальник в фартуке. Как преодолеть гендерные барь... Вера Стародубцева Иногда «стеклянный потолок» опускается так низко, что не дает женщинам не только подняться по карьерной лестнице, но даже ступить...
Концепция лидерства по Лайкерту... В современных реалиях конкурентоспособность, выживаемость, эффективность, умение адаптироваться к меняющимся условиям, оптимальное использование ресур...
Неблагодарное это дело — предсказывать совре... За последние несколько лет в силу своих профессиональных интересов я внимательно отслеживала рассуждения и публикации не тему современных тенденций и ...
Четыре качества успешных руководителей... Питер Брегман Брэд (имя, а также некоторые детали изменены) проводил сложный процесс реструктуризации своей компании и принял решение уволить главу о...
Обманываться рад: почему мы верим недобросовестным... Джеффри Пфеффер От редакции. Чем наши представления об идеальных лидерах отличаются от реального положения дел? Почему многие руководители не заботят...
Почему робот и искусственный интеллект может стат... В разработку роботов  и искусственного интеллекта вкладываются последние научные достижения, они обладают мощными вычислительными ресурсами.  Робот-ме...
0.5