Вопрос мотивации сотрудников абсолютно не праздный, особенно сегодня, когда стремительно изменяющие мир технологии переворачивают наше представление о том, как правильно работать и что считать правильным и эффективным. Новое поколение добавляет неразберихи – с их отрицанием авторитетов и собственным представлением о том, как должны себя вести лидеры. И, тем не менее, остаются базисные вещи, которые не меняются со временем. Уважение, доверие, готовность поддержать и прийти на помощь – эти качества лидера всегда были и будут основой прочных доверительных отношений в команде.

В своей книге «Миф о мотивации» Джефф Хейден говорит о том, как выстроить отношения с сотрудниками так, чтобы воодушевлять и мотивировать. Многие из его постулатов совсем не новы, но актуальны как никогда.

1. Поручайте более значимые задачи

Почти во всех живет дух соперничества, и нередко лучшие сотрудники больше к нему склонны — особенно к соперничеству с самими собой. Значимые задачи помогают зародить у исполнителя чувство цели и внести смысл даже в рутинные действия. Кроме того, идти к ясной цели всегда интересно. Без значимой цели работа — это просто работа. А просто работать никто не любит.

2. Давайте больше свободы действий

Вовлеченность и удовлетворенность в значительной степени базируются на автономности и независимости. Мне небезразлично дело, когда оно мое. Мне не все равно, когда я за что-то действительно отвечаю и чувствую, что вправе сделать правильные вещи.

Свобода порождает новаторство: даже в ориентированной исключительно на технологический процесс должности найдется место для разных идей и подходов.

3. Наполняйте дело смыслом

Людям нравится чувствовать себя частью большого, важного дела. Всем необходимы ощущение локтя и командный дух, превращающий группу отдельных личностей в настоящую команду.

Прекрасные миссии всегда влияют на жизнь тех, кому вы служите. Когда люди знают, какой вклад их усилия вносят в общее дело, во взаимоотношения с клиентами, в жизнь местного сообщества, их работа обретает больший смысл. Особенно верно это в том случае, когда людям предоставляется свобода для создания собственных миссий.

Ощущение истинной цели начинается со знания того, что важно и почему.

4. Обеспечивайте возможности внести существенный вклад

Вовлеченный в дело сотрудник полон новых идей; лишите его возможности вносить предложения или с ходу отметайте все его идеи без рассмотрения, и он тут же потеряет мотивацию.

Максимально облегчите подчиненным внесение предложений. Задавайте наводящие вопросы. Осторожно выспрашивайте. Пусть они не боятся предлагать новые способы выполнения работы. Если предложенная идея не кажется целесообразной, непременно найдите время, чтобы объяснить причину этого.

5. Создавайте ощущение более глубокой связи

Наемные работники трудятся за зарплату (иначе они были бы волонтерами), но хотят получать больше, чем зарплату. Они хотят работать с людьми и для людей, которых они уважают и которыми восхищаются, при условии что к ним испытывают то же самое. Доброе слово, разговор о семье, неформальная беседа с целью узнать, не нуждается ли человек в помощи, — подобные моменты гораздо важнее собраний, совещаний или аттестаций.

Истинное чувство связи трогает лично. Покажите, что вы видите и цените человека, а не только работника.

6. Будьте последовательны

Большинство людей ничего не имеют против строгого и требовательного руководителя, который предоставляет быструю обратную связь, причем не всегда положительную, — при условии, что он справедлив всегда и со всеми. Конечно, лучшие руководители обращаются с разными сотрудниками по-разному, но всегда и со всеми справедливо. Одинаково и справедливо совсем не одно и то же.

Последовательность и справедливость основываются на коммуникациях. Чем больше сотрудников понимают причину принятого решения, тем меньше вероятность того, что его воспримут как несправедливое обращение или фаворитизм.

7. Предоставляйте обратную связь с глазу на глаз

Ни один сотрудник не идеален, и каждый нуждается в конструктивной критике. Каждый сотрудник заслуживает такой обратной связи, а хороший руководитель предоставляет ее. Очень хорошие руководители всегда делают это тет-а-тет.

8. Хвалите публично

Каждый сотрудник, даже относительно неэффективный, что-то да делает хорошо, чем заслуживает похвалу и благодарность. Признавать заслуги и хвалить наилучших работников легко, ведь они постоянно показывают потрясающие результаты. А может, они и становятся лучшими из-за того, что вы признаете их заслуги и хвалите? Об этом стоит поразмыслить.

Может быть, вам придется потрудиться, чтобы найти повод для похвалы того, кто не хватает звезд с неба. Ничего страшного; несколько слов признания, особенно прилюдно, могут превратить среднего работника в отличного.

9. Давайте шанс на значимое будущее

В любой работе должен быть потенциал для значительных достижений. Начальник вы или коллега, всегда, когда можете, помогайте другим приобрести навыки или опыт, чтобы они получили работу, о которой мечтают, даже если это работа в другой компании.

Сотрудники будут заботиться о компании только в том случае, если руководитель заботится о них. Один из лучших способов сделать это — не просто сказать, а показать, что, хоть вы и думаете о будущем бизнеса, будущее подчиненных вас тоже заботит.

В статье использованы материалы из книги Джеффа Хейдена «Миф о мотивации»

Блог — Мария Реутская

 

Бесплатные шаблоны и образцы  кадровых политик и процедур по оценке и аттестации персонала

0.5