Итак, продолжаем разбираться с теориями мотивации. На прошлой неделе мы обсуждали пирамиду потребностей Маслоу.  На этой перейдем к трехфакторной теории МакКлелланда.

Дэвид МакКлелланд родился в Америке в 1917 году, учился в Гарварде, и с течением времени стал профессором в этом же уважаемом учебном заведении. Известен тем, что в 1963г МакКлелланд создал компанию McBer, оказывающую консультационные услуги в подборе и обучении персонала. Однако мало кто знает, что он был один из первых, кто официально раскритиковал систему IQ и личностных тестов, опубликовав статью в журнале American Phsycologist, где он доказал их низкую эффективность. Взамен, он предложил метод оценки компетенций, которая на сегодняшний день стала стандартом во многих компаниях.

В 1940-е годы Дэвид Макклелланд с помощью тематического апперцептивного теста, созданного в 1930-е годы Генри Мюрреем и Кристианой Морган, изучал человеческие побуждения и выделил три группы первостепенных мотивов:

Потребность во власти выражается в желании воздействовать на других людей. В пирамиде Маслоу эта потребность находится где-то между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении.

Такие люди чаще всего усердно отстаивают свои позиции, не боятся конфронтации, требуют повышенного внимания к своей персоне. Они полны энергии и отличаются незаурядными ораторскими способностями. Не боятся брать на себя ответственность, отличные организаторы, умеют вдохновлять других.

Различные управленческие позиции всегда привлекают их, и не удивительно, поскольку такие должности предоставляют множество возможностей проявить и реализовать их потребность во власти. При этом это не обязательно рвущиеся к вершине правления карьеристы (хотя таких тоже хватает), а в большинстве своем уверенные в себе и своих силах профессионалы, которых мы называем «прирожденными лидерами».

Потребность в успехе также находится где-то посередине между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении.

Для таких людей важно не просто провозглашение успеха, им необходимо постоянное подтверждение статуса, чего они добиваются доведением проектов до успешного завершения.

Люди с высокоразвитой потребностью успеха рискуют умеренно, любят проявлять инициативу и брать на себя личную ответственность за поиск решения проблемы с умеренной возможностью неудачного исхода. Кроме того они хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно в соответствии с достигнутыми результатами.

Потребность в причастности вполне схожа с аналогичной в пирамиде Маслоу.

Такие люди заинтересованы в «нетворкинге», или простыми словами — в налаживании как можно большего количества дружественных и профессиональных контактов. Они любят помогать другим. Их привлекает работа, дающая им возможность социального общения. Они быстро находят контакт с другими членами коллектива и зачастую впоследствии являются той «жилеткой», к которой все приходят поплакать или поделиться новостями.

Для современного человека особенно важны вышеописанные потребности высшего порядка, поскольку потребности низших уровней, как правило, уже удовлетворены. А для руководителя важно опять же наблюдать и определять основные потребности личности и предоставлять возможности реализовать на пользу коллектива и организации.

Дальнейшие исследования МакКлелланда показали, что мотивированность работника важнее имеющихся у него практических навыков. Обучение мотивированного сотрудника приносит лучший результат, что нашло отражение во фразе:

Даже индюка можно научить лазить по деревьям, но лучше все-таки для этих целей нанять белку.

Продолжение следует. На следующей неделе поговорим о моделии Герцберга.

Удачи вам во всем,

Елена Прекрасная

Автор: Елена Дайер 

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт HRhelpline.ru обязательна

Интересные материалы на эту тему

Ставка на человеческий капитал... Кристофер Армитаж,  Екатерина Генкина,  Елизавета Муравьева Более 11 тысяч лидеров организаций и руководителей кадровых служб всего мира, опрошенных ...
«Я пытаюсь отучить сотрудников от слова agile»... «Сибур» — лидер российского газоперерабатывающего и нефтехимического производств и одна из крупнейших отечественных компаний (занимает 14-ю строчку в ...
Уволить или нет: как реагировать на желание сотруд... Алла Исаева Партнер консалтинговой компании «Административный ресурс» Нужно ли компании удерживать сотрудников и если да — то как это сделать. Мне...
8-часовой рабочий день стоило отменить 50 лет наза... Время промышленной революции давно завершилось, тогда же должен был исчезнуть и 8-часовой рабочий день. Но этого не произошло, и сегодня тысячи людей ...
Сотрудники как представители бренда работодателя: ... Программа адвокатов бренда, которую можно начать строить уже сейчас. Давно не рассказывали вам о западных кейсах. Сегодня как раз попалась подходящая...
Любовь, работа и корпоративный этический кодекс ко... Корпоративный этический кодекс компании - при чем тут любовь? На самом деле, очень даже причем. Чтобы ответить на вопрос из крылатой фразы Тины Тернер...
Deloitte обнаружила низкий уровень лояльности моло... Большинство представителей поколения Y не готовы задерживаться в одной компании более пяти лет, а поколения Z — более двух. Они не считают действия ра...
0.5