Сотрудники российских компаний все меньше любят офисы с открытой планировкой (open space), показал опрос работников 90 компаний с выручкой более 100 млн руб. в год, проведенный аналитическим центром «Альфастрахования». 58% работников не хотели бы работать в open space, 27% смирились бы с открытым офисом при условии хорошо оборудованного рабочего места и наличия перегородок, и только 15% сказали, что не против работать в таком формате.
Респонденты отметили, что их все больше раздражает высокий уровень шума, конфликты между коллегами по бытовым вопросам и отсутствие личного пространства.
Партнер «Экопси консалтинга» Мария Макарушкина говорит, что после увольнений оставшиеся сотрудники перегружены работой, открытые офисы способствуют распространению тревожных настроений и напряженность повышается. Сотрудники весь день вынуждены всем улыбаться и вежливо общаться не только с симпатичными коллегами, но и с теми, кто им не нравится. В результате люди теряют энергию и производительность труда падает, полагает Макарушкина.

Как бы не заболеть

Основатель технологического стартапа Wroom Артем Бобцов несколько лет назад трудился в компании-автодилере, в офисе с открытой планировкой. Он вспоминает, что тогда находился в постоянном стрессе и стал чаще болеть. Опрос 1800 работников, проведенный в 2014 г. в Швеции, подтвердил: работающие в открытых офисах берут больничные в 2 раза чаще коллег, работающих в офисах с традиционной планировкой. Объясняется это раМакарушкина отмечает, что многие сотрудники начинают отпрашиваться поработать дома, уединяются в переговорных или ищут закутки, как только понадобится обдумать какую-то серьезную проблему, написать отчет или проанализировать данные.
Главная проблема – в корпоративной культуре, считает Макарушкина. Не стоит ожидать, что сотрудники, которых посадили вместе, сразу станут сообща трудиться, говорит Макарушкина. У людей должны быть общая цель, общие интересы и желание помочь друг другу. Пока в компании не сформирована корпоративная культура сотрудничества, разные отделы и в открытых офисах не перестанут соперничать и раздражать друг друга, говорит эксперт.

Правильно рассадить

Директор по персоналу «Почта банка» Юлия Бородай указывает на плюсы открытой планировки: неформальное наставничество, когда опытные коллеги помогают новичкам быстрее войти в курс дела, экономия времени на совещаниях, оперативное решение рабочих вопросов совместными усилиями. Офис без перегородок позволяет руководителю следить за сотрудниками и у них исчезает соблазн провести полдня в социальных сетях или вместо работы играть в компьютерные игры, отмечает Бобцов.
В «Почта банке» с шумом в open space борются с помощью перегородок между сотрудниками, а также рассадили подразделения таким образом, чтобы шумные отделы (например, клиентские службы) не мешали тем, кто трудится в тишине (например, бухгалтерия), рассказывает Бородай. Для руководителей служб и крупных подразделений оборудованы отдельные стеклянные кабинеты в непосредственной близости от подчиненных. спространением болезнетворных микробов в открытых офисах и большим уровнем стресса от работы там.

Строительная компания Pridex проанализировала 121 офис российских и международных компаний в московских бизнес-центрах класса А или В, введенных в эксплуатацию в 2015–2017 гг. На зону open space в них в среднем приходится 47% площади – примерно на 3 п. п. меньше, чем по всем компаниям в среднем, поясняет представитель Pridex. А вот доля кабинетов (12,6% площади) – на 2 п. п. выше. Для российских офисов характерны обособленные зоны для руководства, которые могут занимать отдельный этаж, отмечает Pridex.
В российском подразделении Oracle руководитель сидит в отдельном кабинете, но дверь не запирается на ключ и открыта, когда он отсутствует, рассказывает представитель Oracle Марина Савинова. А в российском офисе Mars руководитель и вовсе сидит в open space бок о бок с рядовыми сотрудниками, что способствует демократии и устранению символов иерархии, утверждает директор по персоналу Mars Petcare в России Петр Орлов.

Денежный вопрос

Аренда open space обходится компаниям дешевле аренды отдельных офисов минимум на 40%, говорит управляющий директор компании Regus Ирина Баева. И если компания выбирает офис с открытой планировкой, она уже вряд ли от него откажется, полагает Баева. В кризис многие компании пересадили сотрудников из кабинетов в более дешевые офисы с открытой планировкой, к 2015 г. количество компаний, арендовавших open space, выросло на 17% по сравнению с докризисными временами, подтверждает директор компании Office Line кадрового холдинга «Анкор» Юлия Анисимова.
Open space позволяет сократить издержки на аренду и содержание помещений, признает Бородай.

Источник

 

Интересные материалы на эту тему

Forbes определил лучших работодателей мира... Рейтинг из 500 компаний возглавили Alphabet, Microsoft и Apple. Всего же в первой десятке лучших работодателей мира оказалось шесть компаний из США. О...
Производительность удаленных сотрудников выше, чем... Вы наверняка видели новые навороченные дизайны современных офисов? Автомат с конфетками в переговорной. Гамаки и домики на деревьях. Техкомпании-старт...
Основные понятия управления персоналом... Управление персоналом – это наука, и, как любая наука, она имеет набор своих основных понятий, законов и правил. Кадровая служба, которая осуществляет...
По кирпичику: как построить HR-департамент... Это особенный вызов – строить что-либо с нуля. И создание HR-департамента «с чистого листа» – не исключение. Какие шаги необходимо сделать, чтобы ваши...
Цели и задачи современной системы управления персо... Основные задачи системы управления персоналом - это обеспечение качественным персоналом и оптимальное использование человеческих ресурсов. В област...
5 слагаемых благополучия сотрудников концерна ... В компании «Шелл» разработана программа Because we Care («Забота о сотрудниках»), она нацелена на поддержание физического и психологического здоровья ...
Грабли корпоративной культуры... Аня Дворникова Аня Дворникова три года проработала Director of Talent Management в Improve Group, а в прошлом году стала People Team Lead в Realtime...
0.5