Сотрудники российских компаний все меньше любят офисы с открытой планировкой (open space), показал опрос работников 90 компаний с выручкой более 100 млн руб. в год, проведенный аналитическим центром «Альфастрахования». 58% работников не хотели бы работать в open space, 27% смирились бы с открытым офисом при условии хорошо оборудованного рабочего места и наличия перегородок, и только 15% сказали, что не против работать в таком формате.
Респонденты отметили, что их все больше раздражает высокий уровень шума, конфликты между коллегами по бытовым вопросам и отсутствие личного пространства.
Партнер «Экопси консалтинга» Мария Макарушкина говорит, что после увольнений оставшиеся сотрудники перегружены работой, открытые офисы способствуют распространению тревожных настроений и напряженность повышается. Сотрудники весь день вынуждены всем улыбаться и вежливо общаться не только с симпатичными коллегами, но и с теми, кто им не нравится. В результате люди теряют энергию и производительность труда падает, полагает Макарушкина.

Как бы не заболеть

Основатель технологического стартапа Wroom Артем Бобцов несколько лет назад трудился в компании-автодилере, в офисе с открытой планировкой. Он вспоминает, что тогда находился в постоянном стрессе и стал чаще болеть. Опрос 1800 работников, проведенный в 2014 г. в Швеции, подтвердил: работающие в открытых офисах берут больничные в 2 раза чаще коллег, работающих в офисах с традиционной планировкой. Объясняется это раМакарушкина отмечает, что многие сотрудники начинают отпрашиваться поработать дома, уединяются в переговорных или ищут закутки, как только понадобится обдумать какую-то серьезную проблему, написать отчет или проанализировать данные.
Главная проблема – в корпоративной культуре, считает Макарушкина. Не стоит ожидать, что сотрудники, которых посадили вместе, сразу станут сообща трудиться, говорит Макарушкина. У людей должны быть общая цель, общие интересы и желание помочь друг другу. Пока в компании не сформирована корпоративная культура сотрудничества, разные отделы и в открытых офисах не перестанут соперничать и раздражать друг друга, говорит эксперт.

Правильно рассадить

Директор по персоналу «Почта банка» Юлия Бородай указывает на плюсы открытой планировки: неформальное наставничество, когда опытные коллеги помогают новичкам быстрее войти в курс дела, экономия времени на совещаниях, оперативное решение рабочих вопросов совместными усилиями. Офис без перегородок позволяет руководителю следить за сотрудниками и у них исчезает соблазн провести полдня в социальных сетях или вместо работы играть в компьютерные игры, отмечает Бобцов.
В «Почта банке» с шумом в open space борются с помощью перегородок между сотрудниками, а также рассадили подразделения таким образом, чтобы шумные отделы (например, клиентские службы) не мешали тем, кто трудится в тишине (например, бухгалтерия), рассказывает Бородай. Для руководителей служб и крупных подразделений оборудованы отдельные стеклянные кабинеты в непосредственной близости от подчиненных. спространением болезнетворных микробов в открытых офисах и большим уровнем стресса от работы там.

Строительная компания Pridex проанализировала 121 офис российских и международных компаний в московских бизнес-центрах класса А или В, введенных в эксплуатацию в 2015–2017 гг. На зону open space в них в среднем приходится 47% площади – примерно на 3 п. п. меньше, чем по всем компаниям в среднем, поясняет представитель Pridex. А вот доля кабинетов (12,6% площади) – на 2 п. п. выше. Для российских офисов характерны обособленные зоны для руководства, которые могут занимать отдельный этаж, отмечает Pridex.
В российском подразделении Oracle руководитель сидит в отдельном кабинете, но дверь не запирается на ключ и открыта, когда он отсутствует, рассказывает представитель Oracle Марина Савинова. А в российском офисе Mars руководитель и вовсе сидит в open space бок о бок с рядовыми сотрудниками, что способствует демократии и устранению символов иерархии, утверждает директор по персоналу Mars Petcare в России Петр Орлов.

Денежный вопрос

Аренда open space обходится компаниям дешевле аренды отдельных офисов минимум на 40%, говорит управляющий директор компании Regus Ирина Баева. И если компания выбирает офис с открытой планировкой, она уже вряд ли от него откажется, полагает Баева. В кризис многие компании пересадили сотрудников из кабинетов в более дешевые офисы с открытой планировкой, к 2015 г. количество компаний, арендовавших open space, выросло на 17% по сравнению с докризисными временами, подтверждает директор компании Office Line кадрового холдинга «Анкор» Юлия Анисимова.
Open space позволяет сократить издержки на аренду и содержание помещений, признает Бородай.

Источник

 

Интересные материалы на эту тему

«Дайте людям немного больше свободы»... Ласло Бок От редакции. Ласло Бок — одна из самых значимых фигур в сфере управления персоналом. Он стал вице-президентом по HR в Google в 2006 году, к...
Общее дело. Почему в России и США разный уровень в... Олег Коновалов Повышение уровня вовлеченности сотрудников может обеспечить до 20% прироста к прибыли компании. Как заработать больше, мотивируя дру...
Agile на 11 000 сотрудников Сбербанк существует на рынке уже 176 лет. В нём обслуживаются 140 млн физических лиц и 2 млн корпоративных клиентов. Компания представлена в 22 страна...
Бухгалтерская операция. Что не так с российской пе... Антон Табах Адекватная пенсионная реформа не может быть запущена кулуарным решением, направленным прежде всего на то, чтобы просто сбалансировать д...
Золотые правила внутреннего коммуникатора... Как известно, не существует универсального рецепта, который мог бы помочь выстроить идеальную корпоративную культуру внутри организации. Каждый специа...
«Здесь прекрасная культура, но я ухожу»... Мелисса Даймлер «У нас прекрасная культура», — все мы это слышали. Все мы это говорили. Но что означают эти слова? Теннисные столы, бесплатное пит...
Культура ест стратегию на завтрак... «Культура ест стратегию на завтрак» - Питер Друкер. И не важно, какими потрясающими были ваши планы по выведению нового продукта на рынок, если, ...
0.5