Кирилл Медведев
HR-директор SearchInform

Перестаньте кормить сотрудников нематериальной мотивацией. Профессионалы не едят «плюшки».

Из самого экзотичного, что мне встречалось: бесплатный алкоголь в рабочее время (Twitter) и операции по смене пола (Accenture). Игровыми комнатами, прачечными, мастер-классами по вырезанию фигурок из тыквы или массажем ног никого, думаю, не удивить.

В России приёмы, конечно, скромнее, но уж настольный футбол и PlayStation точно есть в каждом втором московском офисе. О различных приёмах геймификации и корпоративах с размахом я даже не говорю.

Чем руководствуются работодатели

Во-первых, нематериальные бонусы используются для получения дешёвой рабочей силы. Ведь рассчитаны они в основном на молодых специалистов, вчерашних выпускников. Если на работе можно тусоваться, они будут проводить в офисе не восемь часов, а все двенадцать.

Во-вторых, к хорошему быстро привыкают. Сотрудники реже смотрят на сторону, если работодатель продумал и организовал за них отдых и хобби, решил бытовые вопросы.

В-третьих, если поразить кандидата заботой, он менее критично отнесётся к недостаткам работодателя. Регулярные неоплачиваемые переработки? Ничего страшного! Ведь компания заботится обо мне: отвлечься можно в игровой комнате, а вздремнуть — в гамаке.

Предлагая как бы бесплатные нематериальные блага, работодатели умалчивают, что сотрудникам придётся заплатить за них личным временем.

Взрослого человека, у которого есть семья и жизненный план, так просто не провести. Эта манипуляция работает с представителями поколений Y и Z. И они рискуют в ней увязнуть.

Я согласен со специалистами, которые считают миллениалов инфантильными. Им нравится, когда кто-то берёт на себя функции родителя и организует их жизненное пространство, в каком-то смысле формирует предпочтения, принимает решения, решает бытовые проблемы. Потому это так популярно в компаниях, где вход в профессию начинается с вузовской скамьи. Это действительно подкупает миллениалов.

Вырасти из такого представления о работодателе сложно. Люди начинают думать, что PlayStation и корпоративные тапочки — обязательный атрибут хорошего офиса.

Какие сотрудники нужны компании

Я убеждён, что любой компании нужны сотрудники двух типов.

Первый — таланты, которые живут своей работой. Мы таких набираем в продажи, техподдержку, отчасти в разработку и внедрение. Если человек живёт своим делом, достаточно обеспечить ему хорошее финансовое вознаграждение и достойные условия труда.

Второй тип — технологи, профессионалы, которые стремятся к максимальному результату в заданных параметрах. Это системные администраторы, сотрудники кол-центра — молодые специалисты, которые готовы доказывать, что могут работать на уровне более опытных коллег.

Годам к 30 человек встаёт перед важным выбором. Он уже попробовал разные варианты, его жизнь покидала, побила, у него есть как хороший, так и плохой профессиональный опыт. В этот момент он начинает искать место, где сможет реализовать свой потенциал. Им движут амбиции и профессиональный голод, он видит, что перспектив много и они важнее настольных игр и мастер-классов в офисе. У него есть желание вкладываться, чтобы к 34 годам стать краеугольным камнем в своей компании.

Если вы нашли такого человека, вы выиграли. Да, в него ещё придётся вложиться временем, деньгами, усилиями наставника. Но пройдёт год или полтора — и вы ограните алмаз. У вас будет бриллиант.

Как собрать команду профессионалов

Прочитал в одном исследовании, что большинству сотрудников (61%) на работе хочется работать, а не есть бесплатную пиццу (7%). Мы придерживаемся мнения, что ценный специалист (независимо от его позиции в компании) будет предан компании, если он реализуется в ней как профессионал. Это важное условие.

Дёшево получить хорошего специалиста не получится. Если ваш бюджет ограничен, ищите варианты, которые позволят не проиграть в качестве. Например, уровень специалистов в регионах зачастую не уступает столичному, а требования к условиям не завышены.

Обеспечьте базовый комфорт в офисе. Неудобные стулья и столы, шумные опенспейсы, отсутствие кондиционера — это всё, конечно, не мотивирует на трудовые подвиги.

Что я понимаю под базовым комфортом? Отдельные кабинеты для четырёх-пяти сотрудников, обеденные зоны, кофе-машины в разных частях офиса, комфортная офисная мебель, спокойный дизайн помещений и т.п.

Главный принцип — целесообразность. К примеру, у нас есть корпоративная гостиница и спортзал. Они нужны, потому что позволяют сотрудникам не сбиваться с привычного ритма жизни в командировке.

То же касается возможности работать из дома, оплаты дополнительного образования и участия в профильных конференциях, компенсации за спортивный абонемент. Компания это обеспечивает, но мы стараемся не перебарщивать.

Источник

Интересные материалы на эту тему

Основные теории мотивации персонала... Существует большое количество теорий мотивации персонала, описывающих мотивы выполнения трудовой деятельности сотрудниками и позволяющие трактовать и ...
«Сладкие плюшки». Почему в будущем система поощрен... Владимир Старков Пока компании изобретают новые способы удержания ценных кадров, технологический прогресс меняет мышление самих соискателей. В резуль...
Обзор средней зарплаты программиста по миру за 201... Вы решили, что программист - разработчик - это ваша профессия, и вы хотите знать, сколько сможете зарабатывать. Вашему вниманию мы предлагаем бесплатн...
Обзор средних зарплат аналитиков больших данных по... Вас интересует профессия аналитик/специалист больших массивов данных (big data analytics), и вам бы хотелось знать, сколько в среднем вы можете зараба...
Что делать опытным сотрудникам, если им платят мен... Андрей Носов, Основатель проекта Job Talks Они не хотят продолжать работать на прежних условиях, но и уходить из компании тоже не хотят. Но есть ...
Особенности поколения миллениалов на работе —... По мере того, как поколение миллениалов начинает занимать все больше ключевых лидерских позиций по всему миру, компании все больше становятся озабочен...
Как не демотивировать сотрудников... Сейчас существует много информации о том, как нужно правильно мотивировать сотрудников, чтобы повысить результаты их работы. Эксперты проводят платные...
0.5