Кирилл Медведев
HR-директор SearchInform

Перестаньте кормить сотрудников нематериальной мотивацией. Профессионалы не едят «плюшки».

Из самого экзотичного, что мне встречалось: бесплатный алкоголь в рабочее время (Twitter) и операции по смене пола (Accenture). Игровыми комнатами, прачечными, мастер-классами по вырезанию фигурок из тыквы или массажем ног никого, думаю, не удивить.

В России приёмы, конечно, скромнее, но уж настольный футбол и PlayStation точно есть в каждом втором московском офисе. О различных приёмах геймификации и корпоративах с размахом я даже не говорю.

Чем руководствуются работодатели

Во-первых, нематериальные бонусы используются для получения дешёвой рабочей силы. Ведь рассчитаны они в основном на молодых специалистов, вчерашних выпускников. Если на работе можно тусоваться, они будут проводить в офисе не восемь часов, а все двенадцать.

Во-вторых, к хорошему быстро привыкают. Сотрудники реже смотрят на сторону, если работодатель продумал и организовал за них отдых и хобби, решил бытовые вопросы.

В-третьих, если поразить кандидата заботой, он менее критично отнесётся к недостаткам работодателя. Регулярные неоплачиваемые переработки? Ничего страшного! Ведь компания заботится обо мне: отвлечься можно в игровой комнате, а вздремнуть — в гамаке.

Предлагая как бы бесплатные нематериальные блага, работодатели умалчивают, что сотрудникам придётся заплатить за них личным временем.

Взрослого человека, у которого есть семья и жизненный план, так просто не провести. Эта манипуляция работает с представителями поколений Y и Z. И они рискуют в ней увязнуть.

Я согласен со специалистами, которые считают миллениалов инфантильными. Им нравится, когда кто-то берёт на себя функции родителя и организует их жизненное пространство, в каком-то смысле формирует предпочтения, принимает решения, решает бытовые проблемы. Потому это так популярно в компаниях, где вход в профессию начинается с вузовской скамьи. Это действительно подкупает миллениалов.

Вырасти из такого представления о работодателе сложно. Люди начинают думать, что PlayStation и корпоративные тапочки — обязательный атрибут хорошего офиса.

Какие сотрудники нужны компании

Я убеждён, что любой компании нужны сотрудники двух типов.

Первый — таланты, которые живут своей работой. Мы таких набираем в продажи, техподдержку, отчасти в разработку и внедрение. Если человек живёт своим делом, достаточно обеспечить ему хорошее финансовое вознаграждение и достойные условия труда.

Второй тип — технологи, профессионалы, которые стремятся к максимальному результату в заданных параметрах. Это системные администраторы, сотрудники кол-центра — молодые специалисты, которые готовы доказывать, что могут работать на уровне более опытных коллег.

Годам к 30 человек встаёт перед важным выбором. Он уже попробовал разные варианты, его жизнь покидала, побила, у него есть как хороший, так и плохой профессиональный опыт. В этот момент он начинает искать место, где сможет реализовать свой потенциал. Им движут амбиции и профессиональный голод, он видит, что перспектив много и они важнее настольных игр и мастер-классов в офисе. У него есть желание вкладываться, чтобы к 34 годам стать краеугольным камнем в своей компании.

Если вы нашли такого человека, вы выиграли. Да, в него ещё придётся вложиться временем, деньгами, усилиями наставника. Но пройдёт год или полтора — и вы ограните алмаз. У вас будет бриллиант.

Как собрать команду профессионалов

Прочитал в одном исследовании, что большинству сотрудников (61%) на работе хочется работать, а не есть бесплатную пиццу (7%). Мы придерживаемся мнения, что ценный специалист (независимо от его позиции в компании) будет предан компании, если он реализуется в ней как профессионал. Это важное условие.

Дёшево получить хорошего специалиста не получится. Если ваш бюджет ограничен, ищите варианты, которые позволят не проиграть в качестве. Например, уровень специалистов в регионах зачастую не уступает столичному, а требования к условиям не завышены.

Обеспечьте базовый комфорт в офисе. Неудобные стулья и столы, шумные опенспейсы, отсутствие кондиционера — это всё, конечно, не мотивирует на трудовые подвиги.

Что я понимаю под базовым комфортом? Отдельные кабинеты для четырёх-пяти сотрудников, обеденные зоны, кофе-машины в разных частях офиса, комфортная офисная мебель, спокойный дизайн помещений и т.п.

Главный принцип — целесообразность. К примеру, у нас есть корпоративная гостиница и спортзал. Они нужны, потому что позволяют сотрудникам не сбиваться с привычного ритма жизни в командировке.

То же касается возможности работать из дома, оплаты дополнительного образования и участия в профильных конференциях, компенсации за спортивный абонемент. Компания это обеспечивает, но мы стараемся не перебарщивать.

Источник

Интересные материалы на эту тему

Сказка про организационную эффективность. Жил-был ... Жил-был Муравей. И он очень любил работать... Каждый день, с утра пораньше начинал работу весёлый и счастливый Муравей. Была у него хорошая производит...
Starbucks. «Книга зеленого передника»... В Starbucks есть зеленый буклетик — «Книга зеленого передника», где перечислены руководящие принципы, общие для всех работников компании. Прочтите их ...
HR напрасно тратят бюджет 84% компаний тратят усилия и бюджеты на внедрение систем мотивации напрасно: разрабатывая одни показатели, оценивают другие или вовсе не оценивают. В...
101 повод потребовать отпуск у работодателя... Любому, кто считает введение в некоторых странах "отпусков для бабушек и дедушек" ненужной инициативой законодателей, следует обратить свой взор на ра...
Рекомендации по совершенствованию системы управлен... Персонал — одна из самых важных и сложных составляющих структуры предприятия. Ведь в отличие от технологического оснащения предприятия, сотрудники спо...
Что делать, если вас не ценят на работе... Ребекка Найт Грустно, когда отдаешься работе до конца, а этого никто не замечает. Как сообщать о своих достижениях, но при этом не выглядеть хвастуно...
0.5