Американская компания 32 Market, которая производит торговые киоски для офисов, начала вживлять микрочипы под кожу сотрудников: они заменяют забытый дома пропуск, кредитку, визитные карточки. Чипирование проводится добровольно, согласилось 50 сотрудников. А шведская компания BioHax International, партнер 32 Market, вшила чипы 150 сотрудникам инкубатора стартапов Epicenter. Цена чипирования в расчете на одного сотрудника – $300. Через несколько лет технологию возьмут на вооружение и российские работодатели, не сомневается Сергей Москалeв, основатель проекта Futura.ru. Ее достоинства в универсальности, говорит эксперт, сферы применения гораздо шире, нежели у традиционных систем контроля доступа по магнитным пропускам, отпечаткам пальцев или ладоней.
Сейчас в России о новой технологии знает 46% компаний, показал опрос 158 директоров по персоналу, проведенный компанией «Контакт» в августе по заказу «Ведомостей». 27% считают чипы удобной заменой пропуска, каждый третий – эффективным способом контроля рабочего времени, 12% нравится, что с помощью чипа можно расплатиться в корпоративном кафе простым касанием руки. 27% отмечают еще один плюс – сотрудникам не надо помнить пароли: с помощью чипа можно войти в рабочий компьютер или почту.Визитка между пальцевВ России технология пока не сертифицирована и добровольцы вшивают себе чипы сами. Станислав Куприянов, будучи менеджером компании Ericsson, в 2015 г. вживил себе имплант с NFC-меткой, купленный в американском интернет-магазине. Имплант – размером с рисовое зернышко, чтобы его вживить, надо сделать укол в складку кожи между большим и указательным пальцами руки. Чип позволяет не носить с собой пачку визиток, рассказывает Куприянов. «Когда знакомлюсь с человеком, он прикладывает смартфон к моей руке – и визитка уже в его памяти», – замечает он. Правда, приспособить чип под пропуск Куприянову так и не удалось. Работая в Ericsson, а потом в Фонде развития интернет-инициатив, он пытался договориться со службой безопасности бизнес-центров. Но те отмахнулись от идеи как от бредовой, говорит он. У более современных имплантов есть антенны: с их помощью можно расплачиваться в магазине, использовать их вместо карты «Тройка» в метро – для удобства их вшивают с внешней стороны пальцев.

Чипирование сотрудников может заинтересовать работодателей из отраслей, для которых контроль доступа критически важен, – атомщиков, биолаборатории, тех, кто работает с государственной тайной, считает Александр Коркин, руководитель петербургской группы практики трудового права «Пепеляев групп». Ведь пропуск передать можно, а вживленный чип – нет. Если внедрить чипы под кожу тысяч сотрудников, экономия времени может быть заметной, считает Москалев, который до недавнего времени руководил сервисом Yandex Punto Switcher. В «Яндексе» около 7000 сотрудников, а в семиэтажном офисе много дверей и порой приходится десятки раз в день прикладывать пропуск, рассуждает Москалев.

Браслет дальнобойщика

Для повышения эффективности бизнес-процессов носимые гаджеты и ПК гораздо полезнее чипов-имплантов: информации больше, обрабатывать ее проще, да и вживлять ничего не нужно, считает Михаил Яхимович, сооснователь проекта «Стахановец».

Например, на тобольском заводе компании «Сибур» в июне 2017 г. начали тестировать фитнес-браслеты: их выдали рабочим-обходчикам. Устройства позволяют проверять, не отклоняются ли обходчики от маршрута, и контролировать их самочувствие по пульсу и показателям крови, рассказал представитель «Сибура». В нефтяном гиганте BP такие браслеты уже два года носит 24 500 сотрудников. А в Австралии водители грузовиков на угольных шахтах Rio Tinto Hunter Valley используют браслеты, которые не дают им заснуть.

Проблему забытого пропуска, пароля или оплаты корпоративных обедов можно решить и менее радикальным способом, например с помощью специальных меток, которые сотрудники будут наклеивать на руку при входе в офис и снимать перед уходом, говорит директор по персоналу сети «М.видео» Наталья Малеева.

Достоинства чипирования проявляются, если импланты выполняют дополнительные функции помимо контроля доступа, например следят за уровнем сахара в крови, пульсом и другими медицинскими показателями сотрудников, чье нормальное самочувствие критически важно для компании, полагает Яхимович.

Чип в законе

Российское трудовое законодательство позволяет внедрить чипирование, говорит Коркин. Просто работодателю нужно описать во внутренних документах, что в компании для идентификации и контроля доступа используются подкожные чипы, правила использования чипов, а также информации, записанной на них.

Любой сбор персональных данных работника без его согласия или без сообщения о целях контроля невозможен согласно закону о персональных данных, напоминает Татьяна Николаенко, руководитель практики трудового права «Хренов и партнеры». Гендиректор 32 Market Тодд Уэстби уверяет, что чипирование не позволяет следить за людьми: чип распознается на расстоянии не более 15 см от считывающего устройства.

Вероятность тотального контроля за работником, в том числе в нерабочее время, велика. Работодатель может перепрограммировать чип и собирать дополнительную информацию, полагает Николаенко.

Руководитель коммерческой практики «Пепеляев и партнеры» Сергей Клименко указывает на то, что ряд стран, например Австралия, собираются массово внедрять чипирование и можно ожидать волны дел, связанных с незаконным использованием или перепрограммированием чипов, говорит Клименко.

Найти добровольцев

Чипирование должно быть добровольным – иначе оно нарушит права человека, прокомментировал один из респондентов. Но как быть, если работодатель хочет внедрить технологию, а сотрудники не соглашаются? Если человек против вживления, ему можно предложить заменяющий гаджет, например в виде перстня, предлагает Москалев. Или вычитать из зарплаты отказавшихся по $100 за неэффективную трату рабочего времени, уточняет он.

Для массового внедрения цена чипов должна упасть раз в 10, считают эксперты. Сегодня есть более дешевые аналоги магнитных пропусков, напоминает Яхимович. Например, розничная сеть «Дикси» на внедрение биометрического контроля для 60 000 сотрудников и закупку дактилоскопических сканеров для всех супермаркетов потратила 12 млн руб., оценивали эксперты. Чипирование же 60 000 сотрудников (из расчета $300 за штуку) обошлось бы ритейлеру более чем в 1 млрд руб. На чипирование первыми пойдут не гиганты, а креативные предприятия со штатом не более 100 сотрудников, которым важно подтвердить репутацию продвинутых компаний, считает Куприянов.

Основатель сети ресторанов «Теремок» Михаил Гончаров говорит, что можно было бы подумать о внедрении технологии, но две трети сотрудников, скорее всего, откажутся.

Технических проблем с чипами меньше, чем социальных, убежден Куприянов, два года живущий с чипом под кожей. «Когда приходишь в гостиницу и говоришь: зачем мне ваш пропуск, запишите его мне между пальцев, встречаешь недоуменные взгляды», – замечает он.

Источник

0.5