В стране глубокий кризис. Повсюду сокращения бюджетов, производства, проектов и, конечно же, персонала. Причем страдают далеко не топ-менеджеры, и даже по большей мере не менеджеры среднего звена, а обычные рядовые сотрудники.  Моя подруга, работающая в московском офисе голландской компании, недавно сказала, что у них первыми сократили переводчика и водителя. Согласитесь, это же совсем не самые высокооплачиваемые сотрудники, к тому же сотрудники местные, отечественные, никак не начальники и, упаси Боже, не экспаты. Этих, как правило, не трогают. Причины могут быть разными, попробуем разобраться, почему же компании в погоне за сокращением расходов увольняют самых низкооплачиваемых сотрудников и сокращают расходы на офисных мелочах, не трогая самый затратный по содержанию и высокооплачиваемый персонал.

Будучи рожденной еще в СССР, и по роду своей профессии всегда работавшая с иностранцами, я прекрасно помню это вечно подобострастное отношение многих советских граждан к последним. Заискивающая манера общения с людьми с Запада всегда была очевидна и неприятно бросалась в глаза, но все же являлась неотъемлемой частью психологии многих людей в СССР. Это в принципе вполне объяснимо – у представителей Запада всегда была валюта, их благосостояние было значительно выше советского стандарта, у них всегда были фирменные шмотки, сигареты, жвачка и так далее. Для советских людей за железным занавесом все это было недостижимым, западный мир был чем-то вроде сладкого запретного плода, вроде рая, в который вхожи только избранные. Мне кажется, низкопоклонничество перед всем иностранным происходит по большей части именно из этого очевидного неравенства. Я не буду тут копать еще глубже и уходить в события революции 1917 года, которые однозначно нанесли неисправимый вред национальному генофонду. И вот сейчас, по прошествии перестроечных лет, а затем довольно большого периода развивающегося капитализма, когда западный рай стал в принципе общедоступным, магазины стали ломиться от западных товаров, а отпуска однозначно проводились в диапазоне от Куршевеля до Анталии, что-то осталось неизменным, и это что-то – человеческое поведение, определенное сознанием.

Общеизвестно, что психологию и сознание человека изменить очень сложно, если не сказать практически невозможно. Условия кризиса много чего меняют, а точнее ломают – бизнес, планы, карьеры, а то и жизни людей. Однако психология остается неизменной. Преклонение и заискивание перед заграницей все равно в нас живет неистребимо. В России работает много экспатов как в российских, так и в иностранных компаниях. Они приехали к нам вместе с перестройкой, когда страна открыла двери для западного опыта, что само по себе замечательно, но, как оказалось, имеет и обратную сторону. Экспаты едут в Россию как в небезопасную и неблагоприятную по условиям жизни страну. Это означает, что они получают значительные дополнительные финансовые льготы, более высокую зарплату, вплоть до того, что компания покупает им зимнюю одежду, а то ведь русские морозы всем известны, как бы не замерзли ценные сотрудники. Это несмотря на то, что их зарплата, помимо того, что в разы выше, чем у местного персонала, начисляется еще и в валюте. Местным не нужно доплачивать за вредность и опастность – они ведь привыкли, тут родились и выросли. Неравенство условий найма экспатов и местного персонала разительно бросается в глаза. Отдел кадров отмеряет зарплаты для местных по местному рынку, а у экспатов своя бухгалтерия. Интересно заметить, что когда российский персонал выезжает работать в качестве экспатов, им никто не предлагает квартиры в центре европейских столиц за безумные деньги и не доплачивает за риск. Зачем же?! Хотя прогулка по центру Москвы (как города повышенного риска) может быть такой же по степени риска, как по центру Нью-Йорка – еще вопрос, где безопаснее! Но все бы ничего, пусть, мы привыкли и к экспатам, и к неравенству – лишь бы работа была! Но не тут то было. Кризис встряхнул всех. Компании стали резать расходы, чтобы не ущемить интересы акционеров. А с чего начинается экономия? С сокращения менее ценных местных кадров, конечно! Отделы кадров закрывают глаза на то, что содержание экспатов исчисляется многочисленными нулями: живут они в лучших квартирах города, которые к тому же, несмотря на кризис, продолжают оплачиваться в валюте! Но гораздо легче и безболезненнее уволить местного, прикрывшись как фиговым листочком соблюдением российского закона, чем экспата, на защите которого стоит его  железобетонный контракт по найму и человеколюбивое законодательство его страны. И никто не хочет подставлять себя и выступать на тему, что отправка на родину нескольких экспатов может покрыть расходы содержания более половины местного персонала, тем более валютные траты на первых несравнимы с рублевыми расходами на вторых. Что же это такое – неужели то самое заискивание перед всем иностранным? Если говорить об опытности сотрудников, у нас и своих кадров сейчас много – тех, кто позаканчивал западные университеты в качестве второго образования после российских, и тех, у кого уже имеется большой опыт работы с передовыми мировыми технологиями и т.д. Так зачем нам вообще экспаты? Почему они должны нами управлять? Допускаю, что в некоторых областях они незаменимы, но это единицы. Все же остальные живут и здравствуют припеваючи, имея сейчас к тому же огромную экономию за счет нашего несчастного рухнувшего рубля. Их же нужно содержать, и при этом не обделять акционеров. А это возможно только за счет максимального сокращения местного персонала. И никто не встанет и не скажет: а не отправить ли нам домой часть своих экспатов, чтобы сэкономить, а не взять ли нам квалифицированных местных сотрудников с огромным опытом за плечами?! Не скажет, потому что смельчаку это будет чревато увольнинием. Потому что все иностранное всегда казалось лучше. Потому что менее проблемно убрать из штата местного. И вспоминаются тут же заискивающие взгляды советских швейцаров у входа гостиницы «Интурист», предназначенные для иностранными гостей, и тут же их презрительное превосходство к соотечественникам, как индикатор неистребимого признания превосходства Запада.

Автор: Николь

Блог Николь

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт HRhelpline.ru обязательна

Интересные материалы на эту тему

Программы КСО: вишенка на торте или стратегия бизн... Зачастую социальные программы становятся для компаний «вишенками на торте» - nice-to-have инвестициями, которые не воспринимаются руководством как неч...
5 слагаемых благополучия сотрудников концерна ... В компании «Шелл» разработана программа Because we Care («Забота о сотрудниках»), она нацелена на поддержание физического и психологического здоровья ...
Грабли корпоративной культуры... Аня Дворникова Аня Дворникова три года проработала Director of Talent Management в Improve Group, а в прошлом году стала People Team Lead в Realtime...
Среда успеха: как создать эффективную культуру в о... Алексей Суханов Современный мир характеризуется невиданной скоростью изменений во всех сферах. Ведущие компании ставят в авангард своего развития пер...
Компания друзей: как управлять коллективом молодых... Оксана Селендеева Чтобы высокотехнологичная команда эффективно работала, следует мотивировать ее нематериально Нельзя управлять программистами с п...
«Доброго времени суток» и другие раздражающие штам... В издательстве «Альпина паблишер» выходит новая книга авторов бестселлера «Пиши, сокращай» Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой. Они подробно объясняю...
Золотые правила внутреннего коммуникатора... Как известно, не существует универсального рецепта, который мог бы помочь выстроить идеальную корпоративную культуру внутри организации. Каждый специа...
0.5