В стране глубокий кризис. Повсюду сокращения бюджетов, производства, проектов и, конечно же, персонала. Причем страдают далеко не топ-менеджеры, и даже по большей мере не менеджеры среднего звена, а обычные рядовые сотрудники.  Моя подруга, работающая в московском офисе голландской компании, недавно сказала, что у них первыми сократили переводчика и водителя. Согласитесь, это же совсем не самые высокооплачиваемые сотрудники, к тому же сотрудники местные, отечественные, никак не начальники и, упаси Боже, не экспаты. Этих, как правило, не трогают. Причины могут быть разными, попробуем разобраться, почему же компании в погоне за сокращением расходов увольняют самых низкооплачиваемых сотрудников и сокращают расходы на офисных мелочах, не трогая самый затратный по содержанию и высокооплачиваемый персонал.

Будучи рожденной еще в СССР, и по роду своей профессии всегда работавшая с иностранцами, я прекрасно помню это вечно подобострастное отношение многих советских граждан к последним. Заискивающая манера общения с людьми с Запада всегда была очевидна и неприятно бросалась в глаза, но все же являлась неотъемлемой частью психологии многих людей в СССР. Это в принципе вполне объяснимо – у представителей Запада всегда была валюта, их благосостояние было значительно выше советского стандарта, у них всегда были фирменные шмотки, сигареты, жвачка и так далее. Для советских людей за железным занавесом все это было недостижимым, западный мир был чем-то вроде сладкого запретного плода, вроде рая, в который вхожи только избранные. Мне кажется, низкопоклонничество перед всем иностранным происходит по большей части именно из этого очевидного неравенства. Я не буду тут копать еще глубже и уходить в события революции 1917 года, которые однозначно нанесли неисправимый вред национальному генофонду. И вот сейчас, по прошествии перестроечных лет, а затем довольно большого периода развивающегося капитализма, когда западный рай стал в принципе общедоступным, магазины стали ломиться от западных товаров, а отпуска однозначно проводились в диапазоне от Куршевеля до Анталии, что-то осталось неизменным, и это что-то – человеческое поведение, определенное сознанием.

Общеизвестно, что психологию и сознание человека изменить очень сложно, если не сказать практически невозможно. Условия кризиса много чего меняют, а точнее ломают – бизнес, планы, карьеры, а то и жизни людей. Однако психология остается неизменной. Преклонение и заискивание перед заграницей все равно в нас живет неистребимо. В России работает много экспатов как в российских, так и в иностранных компаниях. Они приехали к нам вместе с перестройкой, когда страна открыла двери для западного опыта, что само по себе замечательно, но, как оказалось, имеет и обратную сторону. Экспаты едут в Россию как в небезопасную и неблагоприятную по условиям жизни страну. Это означает, что они получают значительные дополнительные финансовые льготы, более высокую зарплату, вплоть до того, что компания покупает им зимнюю одежду, а то ведь русские морозы всем известны, как бы не замерзли ценные сотрудники. Это несмотря на то, что их зарплата, помимо того, что в разы выше, чем у местного персонала, начисляется еще и в валюте. Местным не нужно доплачивать за вредность и опастность – они ведь привыкли, тут родились и выросли. Неравенство условий найма экспатов и местного персонала разительно бросается в глаза. Отдел кадров отмеряет зарплаты для местных по местному рынку, а у экспатов своя бухгалтерия. Интересно заметить, что когда российский персонал выезжает работать в качестве экспатов, им никто не предлагает квартиры в центре европейских столиц за безумные деньги и не доплачивает за риск. Зачем же?! Хотя прогулка по центру Москвы (как города повышенного риска) может быть такой же по степени риска, как по центру Нью-Йорка – еще вопрос, где безопаснее! Но все бы ничего, пусть, мы привыкли и к экспатам, и к неравенству – лишь бы работа была! Но не тут то было. Кризис встряхнул всех. Компании стали резать расходы, чтобы не ущемить интересы акционеров. А с чего начинается экономия? С сокращения менее ценных местных кадров, конечно! Отделы кадров закрывают глаза на то, что содержание экспатов исчисляется многочисленными нулями: живут они в лучших квартирах города, которые к тому же, несмотря на кризис, продолжают оплачиваться в валюте! Но гораздо легче и безболезненнее уволить местного, прикрывшись как фиговым листочком соблюдением российского закона, чем экспата, на защите которого стоит его  железобетонный контракт по найму и человеколюбивое законодательство его страны. И никто не хочет подставлять себя и выступать на тему, что отправка на родину нескольких экспатов может покрыть расходы содержания более половины местного персонала, тем более валютные траты на первых несравнимы с рублевыми расходами на вторых. Что же это такое – неужели то самое заискивание перед всем иностранным? Если говорить об опытности сотрудников, у нас и своих кадров сейчас много – тех, кто позаканчивал западные университеты в качестве второго образования после российских, и тех, у кого уже имеется большой опыт работы с передовыми мировыми технологиями и т.д. Так зачем нам вообще экспаты? Почему они должны нами управлять? Допускаю, что в некоторых областях они незаменимы, но это единицы. Все же остальные живут и здравствуют припеваючи, имея сейчас к тому же огромную экономию за счет нашего несчастного рухнувшего рубля. Их же нужно содержать, и при этом не обделять акционеров. А это возможно только за счет максимального сокращения местного персонала. И никто не встанет и не скажет: а не отправить ли нам домой часть своих экспатов, чтобы сэкономить, а не взять ли нам квалифицированных местных сотрудников с огромным опытом за плечами?! Не скажет, потому что смельчаку это будет чревато увольнинием. Потому что все иностранное всегда казалось лучше. Потому что менее проблемно убрать из штата местного. И вспоминаются тут же заискивающие взгляды советских швейцаров у входа гостиницы «Интурист», предназначенные для иностранными гостей, и тут же их презрительное превосходство к соотечественникам, как индикатор неистребимого признания превосходства Запада.

Автор: Николь

Блог Николь

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт HRhelpline.ru обязательна

Интересные материалы на эту тему

Золотые правила внутреннего коммуникатора... Как известно, не существует универсального рецепта, который мог бы помочь выстроить идеальную корпоративную культуру внутри организации. Каждый специа...
«Здесь прекрасная культура, но я ухожу»... Мелисса Даймлер «У нас прекрасная культура», — все мы это слышали. Все мы это говорили. Но что означают эти слова? Теннисные столы, бесплатное пит...
Культура ест стратегию на завтрак... «Культура ест стратегию на завтрак» - Питер Друкер. И не важно, какими потрясающими были ваши планы по выведению нового продукта на рынок, если, ...
Почему сотрудники не слышат босса, и как наладить ... Вопрос обратной связи — один из самых сложных в области лидерства. Каждый лидер хочет, чтобы его команда создавала наилучшие результаты. Единственный ...
Starbucks – Все дело в людях «Наш бизнес — это люди, которым мы подаем кофе, а не кофе, который мы подаем людям». Говард Бехар Спешу поделиться впечатлением об удивительной...
33 невероятных привилегии, которые Google, Netflix... Facebook, Google, Netflix и другие большие соревнуются за лучших сотрудников. Чтобы не отставать в конкурентной борьбе, они предлагают лу...
Кейс про отзывы или как работать с отзывами работн... Кейс про негативные отзывы работников Руководитель компании, для которой мы подбирали персонал, пожаловался на то, что соискатели во время интервью ч...
0.5