Упражнение: Мои отношения с окружающими

Цели занятия:

  • проанализировать свои отношения с окружающими,
  • создать условия для улучшения взаимоотношений,
  • развитие межличностного доверия,
  • развитие умения чувствовать другого и слаженно работать в группе.

Нам редко удается взглянуть на себя со стороны, а ведь у каждого существует излюбленная манера общения, то, что обычно называют стилем. Стиль общения поможет вам определить данный тест. С его помощью вы узнаете, достаточно ли вы корректны в отношении с сотрудниками, членами семьи, друзьями и каково им общаться с вами.

На каждые из 20 вопросов даны 3 варианта ответов. Если ни один ответ вам не подходит, переходите к следующему вопросу.

Не придавайте очень серьезного значения полученным данным, рассматривайте их скорее как информацию к размышлению.

Тест “Ваш стиль общения”.

  1. Склонны ли вы искать пути к примирению после очередного служебного конфликта?

   а) всегда,

   б) иногда,

   в) никогда.

  1. Как вы ведете себя в критической ситуации?

   а) внутренне кипите,

   б) сохраняете полное спокойствие,

   в) теряете самообладание.

  1. Каким считают вас коллеги?

   а) самоуверенным и завистливым,

   б) дружелюбным,

   в) спокойным и независимым.

  1. Как вы отреагируете, если вам предложат ответственную должность?

   а) примете ее с некоторыми опасениями,

   б) согласитесь без колебаний,

   в) откажитесь от нее ради собственного спокойствия.

  1. Как вы поведете себя, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с вашего стола бумагу?

   а) выдадите ему по первое число,

   б) заставите вернуть,

   в) спросите, не нужно ли ему еще чего-нибудь.

  1. Какими словами вы встретите мужа (жену), если он (она) вернулся (вернулась) с работы позже обычного?

   а) что тебя так задержало?

   б) где ты торчишь допоздна?

   в) я уже начала (начал волноваться) .

  1. Как вы ведете себя за рулем автомобиля?

   а) стараетесь обогнать машину, которая “показала вам хвост”,

   б) вам все равно, сколько автомобилей вас обогнало,

   в) помчитесь с такой скоростью, что никто не обгонит вас.

  1. Какими вы считаете свои взгляды на жизнь?

   а) сбалансированными,

   б) легкомысленными,

   в) крайне жесткими.

  1. Что вы предпринимаете, если дело не удается?

   а) пытаетесь свалить вину на другого,

   б) смиряетесь,

   в) становитесь впредь осторожней.

  1. Как вы реагируете на фельетон о случаях распущенности среди молодежи?

   а) пора бы уже молодежи запретить такие развлечения,

   б) надо создать им возможность организованно и культурно отдыхать,

   в) и чего мы с ней возимся?

  1. Что вы ощущаете, если должность, которую вы хотели занять досталась другому?

   а) и зачем я только на это нервы тратил (а)?

   б) видно, этот человек начальству приятнее,

   в) может мне это удастся в другой раз.

  1. Какие чувства вы испытываете, когда смотрите страшный фильм?

   а) чувство страха,

   б) скучаете,

   в) получаете искреннее удовольствие.

  1. Как вы будете себя вести, если опоздали на важное совещание из-за дорожной пробки?

   а) будете нервничать во время заседания,

   б) попытаетесь вызвать снисходительность партнеров,

   в) огорчитесь.

  1. Как вы относитесь к своим спортивным успехам?

   а) обязательно стараетесь выиграть,

   б) цените удовольствие почувствовать себя молодым,

   в) очень сердитесь и проигрываете.

  1. Как вы поступите, если вас плохо обслужили в ресторане?

   а) стерпите, избегая скандала,

   б) вызовите метрдотеля и сделаете ему замечание,

   в) отправитесь с жалобой к директору ресторана.

  1. Как вы поступите, если вашего ребенка обидели в школе?

   а) поговорите с учителем,

   б) устроите скандал родителям обидчика,

   в) посоветуете ребенку дать сдачи.

  1. Какой вы человек?

   а) средний,

   б) самоуверенный,

   в) пробивной.

  1. Что вы скажите подчиненному, с которым столкнулись в дверях?

   а) простите, это моя вина,

   б) ничего, пустяки,

   в) а повнимательнее вы не можете быть?

  1. Ваша реакция на статью в газете о хулиганстве среди молодежи?

   а) когда же наконец будут приняты конкретные меры?

   б) надо бы ввести суровые наказания!

   в) нельзя же все валить на молодежь, виноваты и воспитатели.

  1. Какое животное вам более симпатично?

   а) тигр,

   б) домашняя кошка,

   в) медведь.

 

Оценка результатов.

Позиция    Очки за ответы на вопросы.
  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
а 1 2 3 2 3 2 2 2 3 3
б 2 1 2 3 2 3 1 1 2 1
в 3 3 1 1 1 1 3 3 1 2
  11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
а 1 3 1 1 1 1 2 3
б 2 2 3 3 3 2 3 3 1 2
в 3 1 2 1 2 3 2 2 3 1

 

35-44 очка. Вы умеренно агрессивны, вам сопутствует успех в жизни, поскольку в вас достаточно здравого честолюбия. К критике относитесь доброжелательно, если она деловая и без претензий.

45 очков и более. Вы излишне агрессивны и неуравновешенны, нередко бываете чрезмерно жестокими к другим людям. Надеетесь дойти до управленческих “верхов”, рассчитывая на свои силы. Добиваясь успехов в какой-то области , можете пожертвовать интересами окружающих. К критике относитесь двойственно: критику “сверху” принимаете, а критику “снизу” воспринимаете почти болезненно, порой небрежно. Можете преследовать критику “снизу”.

34 очка и менее. Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловленно недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это, конечно, не значит, что вы гнетесь под любым ветерком. И все же побольше решительности вам не помешает! К критике “снизу” относитесь терпимо, но побаиваетесь критики “сверху”.

Упр. 1.

Можем ли мы почувствовать, ощутить, понять человека рядом? Давайте сделаем простое упражнение.

Описание. Тень и человек: тень следует за человеком. Он не зависит от нее и двигается в любом направлении. Тень следует за ним с учетом условного расположения солнца.

Инструкция. “ Выберете партнера. Распределите роли тени и человека. Установите взаимодействие так, чтобы воспроизвести естественный процесс. В ходе упражнения постоянно помните о партнере, чувствуйте его, учитывайте его скорость, движение , пластику и т. п.  Поменяйтесь ролями.”

Упражнение развивает  способность чувствовать другого человека, подготавливает к диалогу, вскрывает личностные особенности ( эгоцентризм, рассеянное внимание, личную дистанцию и т.д.).

Упр. 2.

Доверяем ли мы другим людям, доверяем ли мы сами себе? Как часто нам этого не достает и как много порой мы от этого теряем…

Сейчас мы сделаем упражнение на взаимное доверие.

Описание. Партнеры свободно формируют пары. Один — “слепой”, другой — “поводырь”. “Поводырь” ведет “слепого” по помещению между кресел так, чтобы не задеть их. Задача — провести по помещению и вернуть “слепого” на его место в кресле. Опора — ладонь, “поводырь” касается ладони “слепого” снизу , не захватывая ее. “Слепой “ расслаблен, доверяет “поводырю”, чувствует каждое движение “поводыря”. Затем упражнение усложняется: опора — палец (палец “поводыря” снизу, “слепого” — сверху). Смена партнеров в свободном порядке по желанию. Информация передается через мышцы. Затем “слепой” проговаривает вслух свои ощущения.

Инструкция “слепому”: “Положите свою ладонь ( палец) на ладонь ( палец) “поводыря”, не захватывая ее (его), расслабьтесь и двигайтесь в направлении, указываемом вашим “поводырем” ( через тактильные ощущения). Доверьтесь вашему “поводырю” и сообщайте вслух все, что вы чувствует, думаете, представляете. Если возникнет чувство страха, обязательно сообщите об этом.”

Инструкция “поводырю”: “ Ведите слепого осторожно. Думайте об его возможностях, следите за тем , чтобы он понимал вас. В случае необходимости можете повторить свое сообщение.  “Объясняйте” столько раз, сколько будет необходимо. Не спешите. “

Замечание ведущему: одновременно выполняют упражнение не более двух пар.

Упр. 3.

А теперь попробуем разобраться в том, как на суждения о других людях влияет наше отношение к ним, т.е. выяснить особенности  Я как субъекта восприятия других.

Вступая во взаимодействие с окружающими мы обычно обнаруживаем что они нам нравятся либо не нравятся. Как правило, эту оценку мы связываем с внутренними качествами воспринимаемых нами людей, а не с особенностями собственного восприятия. Данное упражнение ставит целью продемонстрировать существование переменных, заключенных в нас самих и не относящихся к оцениваемым другим лицам. Это наглядно проявляется в нашем отношении, часто противоречивом, к людям, которых мы хорошо знаем.

А. Вспомните двух людей, которые вам очень нравятся ( для обозначения используйте их инициалы). Укажите пять качеств , которые вам в них нравятся.

Инициалы первого Инициалы второго
Качества
1. 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4.
5. 5.

Б. Вспомните двух людей, которые вам совсем не нравятся. Обозначив их по той же схеме, запишите их качества, которые вам не нравятся.

Инициалы первого Инициалы второго
Качества
1. 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4.
5. 5.

В. Указав все эти качества вы сможете увидеть, в чем схожи двое людей, которые вам нравятся и не нравятся. Например, включают ли два первых списка одни и те же прилагательные (предположим: “добрый”, “щедрый”)? Произведя такое же сравнение второй пары списков, вы увидите сходство не нравящихся вам людей в отмеченных вами качествах ( например: “жестокий”, “косный”). Теперь сравните все четыре перечня и определите какие личностные параметры людей заставляют вас любить или напротив, ненавидеть. Отметьте, какие качества людей важны для вас, что вы ищете в окружающих и что вас в них возмущает и отталкивает. Запишите свои выводы.

Теперь нетрудно увидеть связь самохарактеристики с характеристиками , которые вы даете другим людям, и сделать вывод, что каждый индивид может понять другого лишь в рамках собственной Я — концепции. Кроме того упражнение помогает подойти к чувственному пониманию феномена  “отношения “. Как не трудно увидеть, оно не совпадает с субъективным отражением действительности, заключая в себе истоки субъективизма, препятствующего полному взаимопониманию людей.  Наконец, вы можете зарегистрировать множественность выполняемых вами межличностных ролей. Еще Юнг сказал:“ Мы склонны замечать в людях то, что есть в нас самих.”

В целом необходимость делать вывод по коллективистической природе Я-концепции человека, о ее зависимости от окружающих. Здесь возникает связь : чем больше нам нравятся люди, тем больше мы нравимся им и, следовательно, улучшить себя можно лишь путем улучшения тех групп и коллективов,  участниками которых мы являемся.

Сознание и самосознание  ( Я-концепция), а также отношение и самоотношение человека взаимосвязаны с его деятельностью. На индивидуальном уровне рассогласование между желательной и обязательной деятельностью вызывает деформацию Я-концепции, что болезненно воспринимается человеком, как несоответствие самому себе, утрата личной определенности (или самотождественности).

Упр. 4.

Можем ли мы слаженно работать в группе? Давайте проверим. Попытаемся воспроизвести процесс печатания на машинке отрывка из хорошо известной вам песни или стихотворения. Например: “ Буря мглою  небо кроет.” Каждый по очереди произносит по одной букве слова ( Б-У-Р-Я…) .  В конце слова — все встают , на знак препинания — топают ногой. В конце строки — хлопают в ладоши.

Итак, первый участник  произносит первую букву, второй — вторую и т.д. Не забывайте о знаках препинания. Начали!

Какие трудности у вас возникли? Поделитесь пожалуйста.

Упр. 5.

Это упражнение направлено на развитие межличностных отношений, тренировку внимания, снятие стереотипов. Значение имеет то, как партнеры пользуются возможностями друг друга в ходе общения, кооперируются для достижения общей цели.

Группа разбивается на тройки — “слепой”, “глухой”, “немой”. Необходимо договориться о встрече в городе, или о подарке на день рождения, или о рыбалке.

0.5