Упражнения: Читаем людей

Цели занятия: формирование понятийных представлений о репрезентативных системах, выработка навыков определения основной репрезентативной системы при помощи глазных сигналов доступа, выработка навыков определения основной репрезентативной системы с помощью предикатов речи.

 

Глазодвигательные реакции.

Достижения нейрофизиологии последних лет свидетельствуют о том, что о тех процессах, которые происходят в данный момент в психике человека можно узнать с большой долей достоверности (бывают конечно и исключения) по движениям глазных яблок. В частности можно определить каким образом и в какой последовательности человек извлекает информацию из своего бессознательного (долговременной памяти) и переводит ее в сознание: видит ли он картины, слышит ли голоса или же чувствует ощущения в теле. Движения глаз являются достаточно надежным индикатором ведущей репрезентативной системы человека, участвующей в акте коммуникации. Наблюдая за движениями глаз и их последовательностью можно быстро определить ведущую репрезентативную систему человека и его внутренние стратегии для извлечения и организации информации, то есть понять как человек думает. Первым этапом извлечения информации из бессознательного является поиск. Именно на этом этапе мы можем определить ведущую сенсорную систему человека. Особенно значимы первые движения глаз собеседника (1,5 + 2 секунды), когда ваш вопрос выводит его за пределы оперативной памяти в бессознательное. Следующий этап — репрезентация (представление) искомой информации сознанию. Когда это происходит, взгляд человека задерживается в той или иной позиции немножко дольше чем на этапе поиска (в течение нескольких секунд). В этот момент информация из бессознательного представляется сознанию в ведущей модальности. Человек видит образы, слышит звуки или испытывает кинестетические ощущения. Если предикаты, указывающие на репрезентативную систему человека в момент речи относятся к области сознания, то движения глаз обычно находятся за его пределами.

Приводим глазодвигательные реакции типичного правши (их около 90%, а у левшей все происходит наоборот).

а) Взгляд влево — вверх — человек извлекает из памяти зрительные воспоминания.

б) Вправо — вверх — человек конструирует зрительные образы, которых он ранее не видел.

в) Расфокусированный взгляд вперед — тоже соответствует зрительным образам.

г) Взгляд по горизонтали влево — слуховые воспоминания.

д) Вправо по горизонтальной линии — слуховая конструкция.

е) Вправо — вниз — кинестетическое воспоминание.

ж) Влево — вниз — внутренний диалог (человек разговаривает  сам  с  собой), и  контроль  речи (человек тщательно выбирает слова в общении с вами).

Здесь имеется в виду сторона (правая или левая) для вашего клиента.

Упр. 1. 

Упражнение делают в парах.

Для того чтобы быть уверенным, что глазодвигательные реакции у вашего партнера соответствуют приведенной схеме, а не являются исключением перед началом работы с ним можно задать ему серию вопросов, требующих поиска информации в определенной модальности и понаблюдать за движениями его глаз, когда он ищет ответы. Ниже приводятся примерные вопросы для выявления глазодвигательных реакций.

Визуальные образы, извлекаемые из памяти.

  1. Какого цвета ваша машина?
  2. Сколько дверей в вашем доме?
  3. Какой цвет у светофора вверху — красный или зеленый?
  4. Кого первым вы сегодня увидели?
  5. Какого цвета обои в вашей спальне?

Визуально конструируемые образы.

  1. Представьте себе платье, которое вы хотели бы иметь.
  2. Представьте себе летающую собаку с бородой.
  3. Представьте себе, что у вас изменился цвет волос.
  4. Представьте себе, что дверь в вашу квартиру покрасили в розовый цвет в зеленый горошек..
  5. Представьте себе как выглядят инопланетяне.

Аудиальные воспоминания.

  1. Как звучит ваша любимая мелодия?
  2. Вспомните, как зовет вас ваша мама.
  3. Вспомните, как скрипит мел, когда им пишут по доске.
  4. Вспомните, как шумит море.
  5. Вспомните звучание скрипки.

Кинестетические воспоминания.

  1. Вспомните свои чувства при поцелуе.
  2. Опишите, что вы чувствуете переев за столом.
  3. Как вы узнаете, что у вас замерзают ноги?
  4. Какая рука у вас сейчас теплее?
  5. Что вы чувствуете порезав палец?

Задавайте вопросы до тех пор, пока не определите точно, куда двигаются глаза вашего собеседника, чтобы ответить на них, подтверждается типичная схема или нет.

Предикаты речи.

При помощи слов мы можем сообщить другому человеку о нашем опыте, полученном через системы восприятия. Каждой сенсорной системе соответствует свой специфический набор слов, который описывает опыт, полученный в ней. Например, когда мы описываем что-то воспринятое нами через визуальный канал, мы используем такие слова как яркий, красный, вырисовывается, вспыхивает, сверкает, уставиться и т.д… Для аудиальной системы характерны такие слова, как громкий, звонкий, провозглашать, объявлять, пронзительный… Кинестетический опыт дает такие слова, как давить, сжимать, сухой, гладкий, жесткий… Мы репрезентируем наш опыт при помощи языка. Используя языковые репрезентативные системы мы можем сообщить об опыте, воспринятом нами через любую из других репрезентативных систем. Таким образом, мудреное слово предикаты означает слова-глаголы, прилагательные, наречия, которые обозначают процессы или свойства вещей в нашей речи, которой мы пользуемся для общения.

Как мы уже говорили, у каждого человека есть своя излюбленная репрезентативная система, которая носит название ведущей и используется чаще других. Наша задача — определить какая репрезентативная система у человека, с которым вы общаетесь,  является ведущей. Если вы сумеете это сделать, то сможете его лучше понимать и говорить с ним на его языке, который он лучше понимает. Например, человеку трудно создавать яркие образные картины в своей голове, а вы говорите с ним используя преимущественно «визуальные» слова. Для того чтобы «перевести» ваше сообщение на свой (скажем аудиальный) язык ему нужно внутренне напрягаться, что вызовет у него дискомфорт, а в худшем случае он вообще вас не поймет. Если в школе учитель излагает материал в визуальном ключе и требует воспроизведения его в таком же виде, а в классе есть ученики — аудиалы и кинестетики, то им во первых трудно быстро воспринять этот материал, а во вторых трудно затем воспроизвести его в визуальных терминах. Таким образом они прослывут «неспособными, ленивыми», что на самом деле не так, надо лишь найти правильный ключ к их умам.

Предикаты, как и сенсорные системы, делятся на визуальные, аудиальные, кинестетические, обонятельные и вкусовые. Кроме того, существует ряд предикатов, которые не обозначают конкретную сенсорную систему, их называют полимодальными.

Ниже приводятся примеры специфических для каждой сенсорной системы предикатов.

Визуальные: светящийся, блестеть, вспыхивать, ослеплять, колоритный, облачный, мерцать, сверкать, появляться, вырисовываться, фиолетовый, уставиться, яркий…

Аудиальные: немой, пронзительный, свистеть, резонирующий, журчание, звонкий, громкий, шептать, кричать…

Кинестетические: жаркий, давить, шероховатый, липкий, холодный, дрожать, лихорадочный…

Обонятельные: вонючий, благоухающий, ароматный, душистый, пахнуть…

Вкусовые: вкусный, сладкий, горький, привкус, пресный, соленый…

Полимодальные: знать, понимать, осознавать, помнить, считать…

Некоторые предикаты могут иметь несколько значений с точки зрения сенсорных систем. Например: бархатный звук (кинестетическая и аудиальная системы). Такие предикаты могут быть точно определены только с учетом контекста.

 Упр. 2. 

У каждого из вас на столе лежит бланк с текстами. Вы должны найти в текстах как можно больше слов, характеризующих ту или иную модальность. Прозаический текст — для разминки, а вот в стихотворном посчитайте, пожалуйста, по сколько слов относятся к каждой репрезентативной системе. Давайте сравним, у кого — сколько.

Замечание ведущему: в стихотворении одинаковое количество слов на каждую репрезентацию.

Один из способов определить ведущую репрезентативную систему человека – слушать его речь и выявлять в ней предикаты. Более частое использование предикатов одной из систем укажет вам ведущую репрезентативную систему. В качестве упражнения с завтрашнего дня обращайте особое внимание на предикаты в речи людей, с которыми вы общаетесь. Как и все навыки НЛП доведите этот навык до автоматизма, чтобы он в последующем не требовал участия вашего сознания, дайте поработать бессознательному.

Об одном и том же опыте можно сказать используя предикаты из разных сенсорных систем, причем значение будет примерно одинаковым, но более понятным представителю именно той сенсорной системы, на языке которой вы говорите. Это так называемые параллельные предикаты. С их помощью вы сможете «переводить» сообщения для любой сенсорной системы, то есть говорить с человеком на его языке. Согласовывайте предикаты и вы добьетесь четкости и непосредственности в общении. Развивайте свои менее развитые сенсорные системы. Не говорите с человеком на языке, который удобнее вам, говорите на языке, который будет понятен ему!

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРЕДИКАТЫ.

Полимодальные  Визуальные Аудиальные Кинестетические
понимать

отражать

воспринимать

отсутствующий

демонстрировать

соглашаться

нарочитый

повторять

невоспринимающий

ссылаться на

обдумать

установка

 

продемонстрировать

обычный, привычный

быть внимательным

 

игнорировать

замечать

изложить

привлечь внимание

лишенный ощущенийясно видеть

как в зеркале

видеть

пустой

показывать

“есть глазами”

показной

обозревать

слепой

указывать на

посвятить

перспектива , точка зрения

показать

тусклый, серый

присматриваться

 

упускать из виду

осматривать

показать

указать

слепойхорошо звучать

отраженное эхо

слышать

глухой

объяснять

гармонировать

громкий

репетировать

глухой

упоминать

обговорить

комментарий, мнение

объяснить

однозвучный

прислушиваться

 

не услышать

вслушиваться

рассказать

намекнуть

глухойухватить

отскочить

чувствовать

оцепенелый

пройти через

уступать

напыщенный

снова пройтись

бесчувственный

касаться

прочувствовать

направленность

 

раскидать

вялый, безвкусный

беспокоиться, волноваться

не почувствовать

вчувствоваться

провести

коснуться

бесчувственный

Упр. 3. 

А сейчас в качестве упражнения придумайте эквивалентные соответствия в трех основных репрезентативных системах. При переводе используйте следующий формат:

1) Возьмите какое-нибудь предложение, которое вы хотите сказать (П — полимодальная репрезентация задуманного сообщения).

2) Постройте эквивалентное предложение с использованием аудиальных (А) предикатов.

3) Постройте эквивалентное предложение с использованием визуальных (В) предикатов.

4) Тоже самое проделайте с использованием кинестетических (К) предикатов.

Например:

П. Я понимаю вас.

А. Я слышу, что вы говорите.

В. Я вижу, что вы имеете ввиду.

К. Я чувствую, что вы хотите сообщить мне.

Упр. 4. 

Упражнение на перевод одной системы в другую.

  1. А высказывает упрек используя только одну репрезентативную систему.
  2. Б обороняется с использованием только одной репрезентативной системы.
  3. Задача С в следующем: отыскать такой момент в репрезентативной системе Б, который имеет соответствие в упреке А, выделить этот момент особо в речи Б, указать на то, что он аналогичен тому, на что жалуется А.
  4. Поменяйтесь местами. Используйте другие репрезентативные системы.

Интересные материалы на эту тему

«Доброго времени суток» и другие раздражающие штам... В издательстве «Альпина паблишер» выходит новая книга авторов бестселлера «Пиши, сокращай» Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой. Они подробно объясняю...
Философия хорошей жизни "Залог хорошей жизни большей частью в том, чтобы не делать глупостей, не поступать по-идиотски и обходить стороной модные течения и увлечения. Вовсе...
Человек нового поколения: чему надо учить современ... Сергей Мясоедов Мы должны чаще вспоминать, что университеты, профессора и исследователи существуют для студентов, а не наоборот Классическая систе...
Как люди без высшего образования становятся CEO... Ким Розенкеттер Пауэлл Елена Лыткина-Ботельо Вамси Тетали Работодатели постоянно повышают требования к уровню образования потенциальных сотрудник...
Почему сотрудники не слышат босса, и как наладить ... Вопрос обратной связи — один из самых сложных в области лидерства. Каждый лидер хочет, чтобы его команда создавала наилучшие результаты. Единственный ...
Почему наставничество часто только формальность... Что показал анализ 15 лучших программ конкурса «Наставник» Большинство крупных промышленных предприятий уверяет, что у них действует система наст...
Почему сотрудники уходят из-за плохих коммуникаций... "Самая большая проблема в общении - это иллюзия, что оно произошло" - Джордж Бернард Шоу Общение является основой человеческого опыта. И все же мы по...
0.5