Упражнения: Развитие навыков коммуникации

Упражнения Развитие навыков коммуникации 1Инструкция: Серия упражнений, предлагаемых ниже, максимально прибли­жена к жизни и не требует каких-либо специальных условий для их выполнения. Однако обратите внимание на то, что вам предла­гается не способ действий при решении различных проблем в об­щении, но упражнения, цель которых — способствовать развитию навыков, с помощью которых вы сможете решать подобные про­блемы самостоятельно.

Проблема 1. Вы настолько застенчивы, что затрудняетесь об­ратиться к кому бы то ни было, кроме самых близких родственни­ков и друзей.

 Известно, что телефон позволяет обращаться к незнакомому человеку анонимно. Кроме того, ваш собеседник не увидит, как вы будете краснеть, теребить посторонние предметы и проявлять другие признаки смущения.

Процедура
1. Позвоните в телефонную справочную и узнайте несколько нужных вам номеров.

2. Позвоните в любое предприятие службы быта, узнайте его часы работы и цены.

3. Позвоните в железнодорожную справочную, узнайте время отправления поезда и тому подобное.

При всех ваших звонках следите за культурой речи, соблюде­нием норм делового этикета. И, в частности, не забывайте благо­дарить тех, кто отвечает на ваши вопросы.

Проблема 2. Вы считаете себя недостаточно общительным, испы­тываете трудности при контакте с малознакомыми людьми.

При выполнении упражнений обращайте внимание на реак­ции людей, с которыми вы вступаете в контакт. Корректируйте свой стиль общения в зависимости от этих реакций. При необходи­мости пользуйтесь рекомендациями в конце задания.

Процедура
1. Представьтесь незнакомому человеку у себя на работе (по месту учебы), дома, во дворе.

2. Пригласите кого-нибудь, кому по дороге с вами (например, возвращение после работы, учебы, из гостей), идти или ехать вместе.

3. Включитесь в общую беседу своих коллег по работе или учебе.

4. Позвоните по телефону коллеге противоположного пола, с которым вы знакомы, но не общались лично, по несложно­му вопросу (например, узнать, что задано, когда состоится
такое-то мероприятие и тому подобное).

5.  В общественном месте (транспорт, магазин, кафе, библиотека) ответьте улыбкой первым          трем людям, которые на вас посмотрят.

6. В общественном месте заведите разговор с рядом стоящим или сидящим человеком (простой вариант — своего пола, более сложный — противоположного пола).

7. Спросите у трех человек, как вам куда-то пройти. Постарайтесь проговорить с одним из них хотя бы две минуты.

8.  Когда у вас возникнет какая-то проблема, обратитесь с ней к кому-то из соседей, с кем вы раньше не общались.

9.  Узнайте у незнакомца, читающего спортивную газету, результат какого-нибудь соревнования.

10. Перед началом спектакля или концерта, где все билеты прода­ны, найдите человека, который продаст вам лишний билет.

Проблема 3. Вам трудно расположить к себе собеседника, до­биться легкости в общении. К вам редко обращаются с просьбами и вопросами.

Процедура

1.  Перед выходом «на люди» подумайте о чем-нибудь смешном или веселом. Посмотритесь в зеркало, запомните свое выра­жение лица и постарайтесь сохранить его как можно дольше.

2.  Старайтесь приветствовать любого знакомого и некоторых незнакомых, с которыми вы встречаетесь. Улыбнитесь и ска­жите что-то хорошее (о погоде или комплимент — см. далее).
Старайтесь, чтобы как можно больше людей отреагировали доброжелательно.

3. Делайте как можно больше комплиментов как близким, так и малознакомым и незнакомым. Поводом для комплимен­тов могут служить внешность, одежда, умения  (например: «У тебя здорово получается это блюдо»), личные особенно­сти (например: «Вы так хорошо  улыбаетесь»)  и так далее.

Проблема 4. Вам трудно отказывать в просьбах, а если вы отка­зываете, на вас часто обижаются.

Упражнение

Если к вам обращаются с просьбой, откажите сначала в шут­ливой, дурашливой форме. Если, например, вас приглашают в гости, то вы отвечаете: «Неодолимые преграды в виде ожидаемых стихийных бедствий встают на моем пути». Такой вариант паузы позволяет лучше овладеть ситуацией, придумать форму отказа, если он последует, а собеседнику дает возможность отказаться от просьбы,, если она не очень важна. Потом можно в зависимости от ситуации согласиться на просьбу или сказать: «Если серьезно, то…», и привести причину отказа.

Проблема 5. В напряженной обстановке (очередь, переполнен­ный транспорт, тревожное ожидание) вы склонны раздражаться и вступать в пререкания.

Упражнение

Обучайтесь в напряженной ситуации доброжелательно шутить (например, в тесном транспорте тому, кто загораживает проход: «Что-то автобусы стали тесными…»). Старайтесь получить доброжелательный ответ.

При случайной ссоре с незнакомым или малознакомым чело­веком коротко извинитесь и замолчите вне зависимости от того, что о вас будет сказано. Такая тренировка выдержки и собственно­го достоинства может оказаться полезной в более значимой ситу­ации.

Проблема 6. Часто люди бывают вам неприятны, хотя для этого нет особой причины.

Упражнение
Представьте себе, что вы близкий родственник или друг не­приятного для вас человека. Наблюдайте за его поведением, объяс­няйте его поступки с этой (оправдывающей) точки зрения.

Дополнение:

Примите к сведению несколько простых вариан­тов начала разговора.

В общественном месте лучшая тема — проблема, объединяю­щая всех. В очереди: «Какая длинная очередь! Может быть, лучше приходить в другое время?»  В магазине: «Вы уже покупали раньше это печенье? Оно вкусное?»

Представление: «Меня зовут…», «Я знакомый (брат, коллега)…»

Комплимент, за которым следует вопрос: «Как хорошо лежат волосы. Вы делаете прическу сами или в парикмахерской?»

Интересные материалы на эту тему

«Доброго времени суток» и другие раздражающие штам... В издательстве «Альпина паблишер» выходит новая книга авторов бестселлера «Пиши, сокращай» Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой. Они подробно объясняю...
Философия хорошей жизни "Залог хорошей жизни большей частью в том, чтобы не делать глупостей, не поступать по-идиотски и обходить стороной модные течения и увлечения. Вовсе...
Человек нового поколения: чему надо учить современ... Сергей Мясоедов Мы должны чаще вспоминать, что университеты, профессора и исследователи существуют для студентов, а не наоборот Классическая систе...
Как люди без высшего образования становятся CEO... Ким Розенкеттер Пауэлл Елена Лыткина-Ботельо Вамси Тетали Работодатели постоянно повышают требования к уровню образования потенциальных сотрудник...
Почему сотрудники не слышат босса, и как наладить ... Вопрос обратной связи — один из самых сложных в области лидерства. Каждый лидер хочет, чтобы его команда создавала наилучшие результаты. Единственный ...
Почему наставничество часто только формальность... Что показал анализ 15 лучших программ конкурса «Наставник» Большинство крупных промышленных предприятий уверяет, что у них действует система наст...
Почему сотрудники уходят из-за плохих коммуникаций... "Самая большая проблема в общении - это иллюзия, что оно произошло" - Джордж Бернард Шоу Общение является основой человеческого опыта. И все же мы по...
0.5