Какая же польза от ученья, когда в человеке нет страху…никакого трепету перед начальством?
А.Н. Островский «Доходное место»

Какими качествами должен обладать идеальный руководитель? У каждого человека (читай, сотрудника) будет свой набор характеристик, который импонирует именно ему. Для кого-то начальник должен быть авторитетом и ролевой моделью, а кто-то считает, что лидер должен быть «своим парнем».

Как ни крути, руководящая должность практически всегда формализует отношения и создает дистанцию. В противном случае, слишком демократичный руководитель может потерять свой авторитет среди сотрудников, которые могут начать игнорировать его распоряжения. Власть это еще и про подчинение, ведь отношения «начальник — подчиненный» всегда асимметричны.

Одна моя подруга после того, как получила повышение и стала руководителем, пожаловалась мне, что отношения с бывшими коллегами резко изменились. После того, как они стали ее подчиненными, она почувствовала дистанцированность, меньшую откровенность и открытость, настороженность вместе с желанием угодить, чего не было раньше.

Люди ожидают, что с повышением статуса изменится и поведение — так оно и происходит! Такая трансформация неизбежна, и проблема заключается не столько в самом человеке, сколько в изменении его статуса и приписывании ему новых «властных» характеристик. Хотя подчас бывает, что новоявленные руководители действительно начинают демонстрировать свое превосходство над подчиненными, что вызывает раздражение, неприятие и отторжение у вторых. Это подрывает мотивацию и ухудшает рабочие показатели, ведь для сотрудников олицетворение компании — это, прежде всего, их непосредственный начальник.

Дреа Зиргами, автор книг по лидерству и мотивации, советует менеджерам быть особенно внимательными и ясно сознавать, какую власть они имеют. «Большинство лидеров неприятно удивились бы тому, насколько сильные отрицательные эмоции рождает в подчиненных сам факт наличия этой власти и возможность ее использовать», — утверждает он.

Сьюзен Фаулер в своей книге о мотивации* рассматривает виды власти, которой обладают руководители:

Премиальная власть — власть обещать денежную или иную компенсацию. Существует два типа премиальной власти:
1. Безличная премиальная власть — власть предоставить специальные преимущества, продвижения или иные приятные бонусы;
2. Личная премиальная власть — власть над чувствами подчиненных, их абсолютная зависимость от того, насколько начальник принимает их и ценит.

Принуждающая власть — власть прибегать к угрозам и наказаниям, если работа не соответствуют желаемым результатам.

Референтная власть основана на том, что сотрудники отождествляют себя с начальником.

Законная власть даруется через положение или звание, которое дает руководителю право требовать что-либо от другого человека.

Взаимность — власть, происходящая от ощущения сотрудников, что они обязаны выполнить указания или пожелания руководителя, потому что он сделал для них что-то хорошее.

Власть акции (quid pro quo — «услуга за услугу») — власть, при которой сотрудник чувствует, что руководитель ожидает некую компенсацию за его работу или усилия, приложенные к установлению хороших отношений.

Власть зависимости — власть, при которой сотрудники чувствуют себя обязанными помочь руководителю, потому что он нуждается в помощи, но не из ощущения принадлежности, а от ложно понятой социальной ответственности.

Власть опыта — власть, проистекающая из превосходящих знаний и опыта руководителя.

Информационная власть полагается на уверенность сотрудников в том, что их руководитель умеет убеждать и логически мыслить.

Власть не только наделяет полномочиями, но и требует выполнения обязательств руководителя перед сотрудниками. Здесь самое время вспомнить Джима Коллинза и его теорию лидера пятого уровня, утверждающего, что истинный лидер должен служить своим сотрудникам.

Вы сами принимаете решение, какой вид власти и в какой степени использовать. Но всегда помните о том, что власть — это, прежде всего, огромная ответственность. Лишь от вас зависит, насколько ваши сотрудники будут мотивированы, довольны и увлечены своей работой.

* Сьюзен Фаулер «Почему они не работают? Новый взгляд на мотивацию»

Блог — Мария Реутская

Интересные материалы на эту тему

Эволюция внутренних коммуникаций... Согласно недавнему исследованию оказалось, что внутренние коммуникации – совсем не «молодая» профессия, как многие из нас считают. Первые внутренние п...
Тысяча и одна роль HR-специалиста... Будущее настигает нас всё стремительнее. Меняется мир, меняется и HR-сфера. И на самом деле вы (да, лично ВЫ) уже сейчас больше, чем просто рекрутер. ...
Начальник в фартуке. Как преодолеть гендерные барь... Вера Стародубцева Иногда «стеклянный потолок» опускается так низко, что не дает женщинам не только подняться по карьерной лестнице, но даже ступить...
Концепция лидерства по Лайкерту... В современных реалиях конкурентоспособность, выживаемость, эффективность, умение адаптироваться к меняющимся условиям, оптимальное использование ресур...
Неблагодарное это дело — предсказывать совре... За последние несколько лет в силу своих профессиональных интересов я внимательно отслеживала рассуждения и публикации не тему современных тенденций и ...
Нужна ли компании HR-аналитика? Подборка свежих ке... Людмила Егорова Пиар-менеджер коммуникационного агентства «ЛАМПА» HR-специалисты сегодня уже не отслеживают данные о сотрудниках и кандидатах на ...
Четыре качества успешных руководителей... Питер Брегман Брэд (имя, а также некоторые детали изменены) проводил сложный процесс реструктуризации своей компании и принял решение уволить главу о...
0.5