За последнее время значительно усилилось восприятие внутренних коммуникаций как стратегической функции в компании и повысилась значимость для руководства. Значит ли это, что вскоре наступит «золотой век» внутренних коммуникаций?

Постоянные изменения и усиливающаяся конкуренция на рынке вынуждают компании адаптировать свои бизнес-стратегии и проактивно отвечать на внешние вызовы. Если организации принимают новые правила игры, то в скором времени они останутся «за бортом». Так, например, согласно исследованиям университета Вашингтона, треть компаний, входящих в топ-500 рейтинга Forbes S&P Index, перестанут существовать к 2025 году.

Изменения касаются не только выпуска новых продуктов и услуг, отвечающих постоянно растущим требованиям клиентов. Чтобы преуспеть, организации должны полностью изменить собственное мышление. Успешными станут те из них, кто будут наиболее гибкими и адаптивными в ответ на потребительские, экономические, социальные требования, а также запросы со стороны сотрудников.

Все вышеперечисленное напрямую связано с внутренними коммуникациями и вовлеченностью сотрудников. Eще немного, и внутренние коммуникации будут играть ключевую роль в постоянно меняющемся корпоративном мире (если этого уже не произошло).

Позиционирование внутренних коммуникаций как стратегической функции

Согласно отчету консалтинговой компании Strategy&, являющейся частью глобальной сети PwC, чтобы достичь успеха в области трансформации организации, коммуникации должны быть стратегическими — для того, чтобы сообщения имели ценность и значимость для сотрудников.

Билл Квирк (Bill Quirke), автор книги «Making the Connections. Using internal communication to turn strategy into action» (2008), пишет, что «внутренние коммуникации будут оставаться второстепенными до тех пор, пока они не докажут свою значимость для бизнеса, выражающуюся в росте дохода компании».

Кроме того, согласно исследованию Inside Insight 2017, проведенному британским агентством VMA Group, 31% внутренних коммуникаторов не имеют собственной стратегии. Схожие данные приводятся в исследовании Poppulo’s Global IC Survey: только 35% отделов по внутренним коммуникациям имеют долгосрочную стратегию.

Несмотря на то, что Билл Квирк говорил о необходимости для внутренних коммуникаторов доказывать свою ценность еще 10 лет назад, до сих пор эта задача во многих компаниях остается нерешенной. Возможно, причина заключается в том, что у данной функции нет равных прав (и, соответственно, бюджета) в сравнении с внешними коммуникациями.

На пути к «золотому веку» внутренних коммуникаций

Рассматривая стремительные изменения, которые происходят с компаниями, как возможность (а не угрозу), а также основываясь на результатах отчета компании Strategy&, перед нами открываются следующие возможности и пути развития.

(1) Внутренние коммуникации должны помогать решать задачи бизнеса

Четко объясняйте цели и задачи внутренних коммуникаций, а также роль вашей команды руководству. Согласовывайте цели отдела со стратегической миссией вашего бизнеса. Важнейшую роль в этом может сыграть критический анализ данных. Как вы работали раньше? Чему вас научил предыдущий опыт? Как выстроить работу вашей команды таким образом, чтобы вы могли эффективно управлять изменениями?

(2) Совместный подход к выстраиванию коммуникаций

Специалисты по внутренним коммуникациям не должны работать в одиночестве, ведь ответственность за выстраивание эффективных коммуникаций лежит не только на них. Сотрудничество с другими командами (HR, маркетинг, PR, GR и др.) будет способствовать внедрению новых ценностей, формированию и улучшению корпоративной культуры, повышению уровня лояльности сотрудников за счет поддержки представителей различных структур и функций бизнеса.

Разработка единого подхода, согласованного с представителями других команд, позволяет делать коммуникационный план более стратегическим и всеобъемлющим, учитывающим интересы всех вовлеченных сторон.

(3) Расширяйте границы своих знаний и навыков

Вместо того, чтобы сосредотачивать все свое внимание на решении сиюминутных вопросов, попробуйте сделать шаг в сторону и посмотреть на вашу работу с другого угла зрения. Расширяйте границы своих знаний и навыков и сможете увидеть значительно больше.

Согласно исследованию Элвуда Этфилда (Ellwood Atfield) Talent is a Challenge (2016), только 49% специалистов говорят о том, что они обладают достаточными ресурсами для разработки высокоэффективных внутренних коммуникаций. 59% соглашаются с тем, что у них есть возможность пройти обучение, чтобы улучшить свои профессиональные навыки.

Инвестируйте в собственных сотрудников, давайте им возможность учиться и развиваться, чтобы они смогли выйти на качественно новый уровень понимания собственной профессии.

(4) Измеряйте результаты, а не затраченные усилия

Специалисты по внешним коммуникациям сделали фантастический скачок в плане измерения результатов своей деятельности; специалисты по маркетингу проводят измерения на протяжении многих лет. Почему же половина внутренних коммуникаторов тратит так на это мало времени

Попробуйте измерить эффективность хотя бы одного проекта в качестве примера и вы поймете, насколько сильно как этот инструмент может повлиять на восприятие внутренних коммуникаций как функции, которая на самом деле помогает создать добавленную стоимость компании. Всего один пример способен продемонстрировать, какие положительные изменения могут привнести внутренние коммуникации в работу бизнеса, рассеяв множество стереотипов и предубеждений.

Так, например, если мы измерим уровень удовлетворенности сотрудников коммуникациями внутри компании, у нас будет четкое представление о том, какие каналы эффективны, а от каких стоит отказаться, сэкономив бюджет. Измерение уровня вовлеченности позволит вовремя отреагировать на возникшие проблемы с мотивацией и принять меры, прежде чем компанию начнут покидать ценные сотрудники.

Жизнь организаций стремительно меняется, и это здорово. Внутренние коммуникации начинают играть не менее значимую роль в жизни компании, чем внешние. Для тех, кто работает в сфере внутренних коммуникаций, это отличная возможность поработать с другими функциями, продемонстрировать свою значимость и, наконец, выйти из тени.

В статье были использованы материалы с сайта www.poppulo.com

0.5