Системы оценка персонала представляет собой обширный перечень инструментов, включающий в себя множество приемов выявления как личностных, так и профессиональных характеристик каждого сотрудника. Призвана оценка персонала помочь руководителю максимально беспристрастно и объективно оценить потенциал своего персонала, выявить сильные и слабые стороны сотрудников, для того чтобы принять ряд управленческих решений по увеличению как продуктивности работников, так и для обеспечения развития и обучения персонала.

 

Чем полезно использование качественных систем оценки персонала?

Различные системы оценки персонала, как правило, применяются в нескольских аспектах управления персоналом:

  • аттестация сотрудников на сооствествие занимаемой должности
  • оценка личных достижений сотрудников по итогам года
  • оценка лидерского потенциала работника для зачисления в кадровый резерв
  • оценка результатов деятельности сотрудника по результатам испытательного срока
  • оценка профессиональных и личностных компетенций сотрудника для формирования программ обучения и развития.

При проведении периодической оценки результатов деятельности сотрудников руководитель и отдел управления персоналом может выявить следующие важные моменты:

  • выполняет ли работник свои задачи в компании и испытывает ли предприятие потребность в этом сотруднике;
  • эффективны ли используемые в компании методы отбора нового персонала и приема на работу;
  • эффективны ли проводимые на предприятии программы по обучению персонала, а если их нет, то необходимо ли работникам проходить повышение квалификации;
  • анализ завершенных работником проектом и выполненных задач для оценки эффективности и рабочего потенциала сотрудника;
  • выявление эффективности проведенных в компании поощрительных программ;
  • разработка стратегии управления персоналом на дальнейший период.

Таким образом, правильно выстроенная система оценки персонала дает возможность руководителю фирмы составить мнение о полезности каждого сотрудника, оценить потребность в обучении и развитии персонала, выявить лидеров в коллективе и работников, достойных поощрения и повышения, а также разработать стратегию для улучшения эффективности работы и производительности персонала.

Какие системы оценки персонала рекомендуются для внедрения в жизнь организации?

Здесь следует понимать, что с точки зрения целепологания оценка персонала компании может производиться с двух ракурсов: когда анализируется навыки и компетентность работника и когда оценивается его результативность. По методологии принята следующая классификация основных систем оценки персонала:

  • качественные
  • количественные
  • комбинированные.

Качественная  система оценки персонала  эффективности сотрудника заключается в составлении характеристики сотрудника без необходимости расчета каких-либо количественных показателей. Для начала соответствующий отдел предприятия может провести анкетирование, где сотруднику будет предложено ответить на ряд вопросов, как интересующих руководство, так и стандартных для анализа характера и психологического типа личности. Можно провести и индивидуальный опрос каждого работника, как о нем самом, так и о его коллегах, для выявления сильных и слабых черт каждого сотрудника. Достаточно популярной методикой оценки персонала для выбора лучшего кандидата на повышение является «сравнение по парам». Оно может проводиться как в качестве анкетирования, так и совместного собеседования с анализом работы кандидатов за равный промежуток времени, чтобы выбрать более достойного работника на замещение новой должности. К формам качественной оценки персонала относятся также оценка методом 360 градусов, оценка по средствам ассессмент центров, экспертная оценка.

Количественная  система оценки персонала в организации базируется на расчете коэффициентов производительности и эффективности работника, поэтому дает более объективные данные для анализа. Количественные методы оценки персонала на предприятии могут быть следующими:

  • Балльная оценка (на предприятии составляется шкала балльной оценки каждого выполненного задания или достижения сотрудника, а в конце отчетного периода проводится суммирование, по итогам которого выявляются лидеры в коллективе и отстающие);
  • Ранговая оценка (по итогам месяца, квартала или года руководитель при поддержке отдела управления персоналом составляет рейтинг сотрудников, по результатам всех проведенных видов оценки персонала);
  • Свободная оценка (практически то же самое, что и балльная оценка, только в свободной суммируются баллы только по определенным показателям).

Исходя из выше написанного, количественные показатели оценки персонала скорее направлены, в отличие от качественных, не на выявление сильных сторон сотрудника и подбора ему соответствующих проектов, а на анализ продуктивности и эффективности работы. А уже по итогам этого анализа руководитель решает, кто из сотрудников будет поощрен, кто повышен в должности, а кого следует отправить на дополнительное обучение.

Комбинированные системы оценки персонала, если говорить кратко, совмещают в себе психологическую оценку персонала с объективным анализом деятельности за рассматриваемый период. Здесь чаще других используется метод средней оценки и система группировки. То есть либо выводится средний показатель по результатам проведенных оценок, либо проводится группировка сотрудников в зависимости от их профессионализма.

Оценки персонала — весьма полезный инструмент в области управления персоналом. При грамотном его использовании можно получить объективное представление о профессиональных и личностных характеристиках персонала. На основании чего разумно распорядиться имеющимся кадровым потенциалом для повышения продуктивности бизнеса.

Политики и процедуры по оценке и аттестации персонала

0.5