Что  такое ментарство или наставнические отношений и с чем это едят ?

Наставничество означает установление долгосрочных отношений с целью оказания помощи людям   в их профессиональном развитии и карьерном росте.

 Подобные отношения базируются на доверии и конфиденциальности. Ментор\ Наставник предоставляет наставляемому возможность проводить обсуждения интересующих его вопросов и поиск решений проблем в безопасной атмосфере.

Как правило, наставники не являются непосредственными членами команды наставляемого или звеном функционального подчинения. Это способствует сохранению конфиденциальности и обеспечивает для наставляемого возможность познакомиться со свежим взглядом на ситуацию в ходе обсуждения проблем. Наставники могут дать сведения о том, как функционирует организация, как работают неформальные сети и что они думают о проблемах и возможностях, открывающихся перед наставляемыми.

Наставляемый должен иметь желание учиться и развивать свои навыки и компетенции в целях собственного профессионального развития и карьерного роста и в интересах организации:

  • Самостоятельно мыслить
  • Уметь делать правильный выбор
  • Открыто делиться опытом
  • Быть готовым воспринять замечания и предложения
  • Предпринимать действия и выполнять обязательства
  • Проявлять инициативу и поддерживать постоянные контакты с собственным ментором

 Метор/Наставник должен быть готов поделиться собственным опытом, навыками и знаниями с тем, чтобы помочь наставляемому добиться профессионального развития и стать ценным сотрудником организации. Наставник никогда не будет пытать играть главную роль в профессиональном развитии сотрудника. Отношения наставник/наставляемый являются, в этом смысле, всего лишь дополнительным инструментом в достижении цели. Рекоммендации  ментору:

  • Быть искренне заинтересован в профессиональном развитии наставляемого
  • Помочь наставляемому в постановке реалистичных карьерных целей и планировании их достижения
  • Уметь определить и предложить ресурсы, которые могут быть использованы для профессионального развития наставляемого
  •  Предоставлять наставляемому замечания и пожелания, касающиеся предпринимаемых им действий (обеспечить обратную связь)
  • Уметь выслушивать новые идеи
  • Сохранять конфиденциальность

Лучшие наставники воздерживаются от категоричных суждений, являются прекрасными слушателями и всегда открыты для новых идей. У них нет ответов на все вопросы, но есть способность ободрять и мотивировать наставляемых принимать собственные решения. Они объективны, готовы помочь, способны оценить ситуацию в целом и, прежде всего, честны. Поэтому им не обязательно занимать старшие руководящие посты в организации

В процессе оказания наставнической помощи обычно различают следующие этапы (при условии, что пары наставник/наставляемый уже сложились)

  • Достижение взаимопонимания -Установление хороших отношений и уважение чувств и мнений друг друга.
  • Выбор курса  -Определение целей и результатов складывающихся отношений
  • Продвижение по намеченному пути — Проведение встреч по установленному графику и достижение промежуточных целей и вех. На этом этапе наставляемый должен взять на себя ответственность за поддержание отношений и проявлять большую уверенность при решении возникающих вопросов.
  • Окончание отношений наставник/наставляемый и движение вперед- После того, как поставленные цели оказываются, в основном, достигнуты, частота встреч обычно сокращается. Наставляемый должен ощущать способность к самостоятельным действиям. Отношения наставник/наставляемый могут далее развиваться в отношении более равных отношений дружбы. Очень полезно подвести итоги того, что Вы узнали и двигаться далее с учетом нового контекста.

Частота встреч должна быть согласована между наставником и наставляемым. Рекомендуется, чтобы они контактировали не реже одного раза в два месяца на протяжении двенадцатимесячного цикла.

Отношения наставничества оказываются выгодными и для наставляемого и для наставника и для организации в целом.

  • Наставляемые лучше узнают самих себя, свои возможности и перспективы. Они более тесно знакомятся со своей организацией, приобретают более глубокое понимание бизнеса, более широкий кругозор и уверенность в своих силах.
  • Наставники получают возможность развить свои коммуникационные и лидерские качества, получить удовлетворение от помощи научиться решать новые задачи.
  • Организация получает выгоду от достижения более высоких производственных показателей благодаря более компетентному персоналу, понимающему свои задачи и уверенному, что при необходимости организация придет на помощь.

При этом следует понимать, что возможности наставничества ограничены. Оно действительно является эффективным инструментом помощи в личном и профессиональном развитии, но не способно решить все проблемы. Менторы не могут обеспечить приобретение навыков выполнения конкретных производственных задач, что является функцией коуча, и не гарантируют карьерного роста, что определяется производственными показателями и поведением.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт HRhelpline.ru обязательна

Интересные материалы на эту тему

Властные отношения. Что думают о вас подчиненные?... Какая же польза от ученья, когда в человеке нет страху...никакого трепету перед начальством? А.Н. Островский "Доходное место" Какими качествами долж...
Как люди без высшего образования становятся CEO... Ким Розенкеттер Пауэлл Елена Лыткина-Ботельо Вамси Тетали Работодатели постоянно повышают требования к уровню образования потенциальных сотрудник...
Почему сотрудники не слышат босса, и как наладить ... Вопрос обратной связи — один из самых сложных в области лидерства. Каждый лидер хочет, чтобы его команда создавала наилучшие результаты. Единственный ...
Почему наставничество часто только формальность... Что показал анализ 15 лучших программ конкурса «Наставник» Большинство крупных промышленных предприятий уверяет, что у них действует система наст...
Новые правила Talent Management Программная статья, описывающая меняющуюся роль HR в сегодняшней практике управления талантами. Процессы и области наиболее сильно подверженные измене...
Заработать на воображении. Главный навык лидера бу... Аналитические навыки, умение вести проекты и управлять людьми — качества лидера, которые так высоко ценились раньше, сегодня не смогут помочь бизнесу ...
Компетенции неясного будущего... Павел Безручко, Юрий Шатров, Мария Максимова В последнее время в бизнес-сообществе активно создают и обсуждают модели «компетенций будущего». Популяр...
0.5