Что  такое ментарство или наставнические отношений и с чем это едят ?

Наставничество означает установление долгосрочных отношений с целью оказания помощи людям   в их профессиональном развитии и карьерном росте.

 Подобные отношения базируются на доверии и конфиденциальности. Ментор\ Наставник предоставляет наставляемому возможность проводить обсуждения интересующих его вопросов и поиск решений проблем в безопасной атмосфере.

Как правило, наставники не являются непосредственными членами команды наставляемого или звеном функционального подчинения. Это способствует сохранению конфиденциальности и обеспечивает для наставляемого возможность познакомиться со свежим взглядом на ситуацию в ходе обсуждения проблем. Наставники могут дать сведения о том, как функционирует организация, как работают неформальные сети и что они думают о проблемах и возможностях, открывающихся перед наставляемыми.

Наставляемый должен иметь желание учиться и развивать свои навыки и компетенции в целях собственного профессионального развития и карьерного роста и в интересах организации:

  • Самостоятельно мыслить
  • Уметь делать правильный выбор
  • Открыто делиться опытом
  • Быть готовым воспринять замечания и предложения
  • Предпринимать действия и выполнять обязательства
  • Проявлять инициативу и поддерживать постоянные контакты с собственным ментором

 Метор/Наставник должен быть готов поделиться собственным опытом, навыками и знаниями с тем, чтобы помочь наставляемому добиться профессионального развития и стать ценным сотрудником организации. Наставник никогда не будет пытать играть главную роль в профессиональном развитии сотрудника. Отношения наставник/наставляемый являются, в этом смысле, всего лишь дополнительным инструментом в достижении цели. Рекоммендации  ментору:

  • Быть искренне заинтересован в профессиональном развитии наставляемого
  • Помочь наставляемому в постановке реалистичных карьерных целей и планировании их достижения
  • Уметь определить и предложить ресурсы, которые могут быть использованы для профессионального развития наставляемого
  •  Предоставлять наставляемому замечания и пожелания, касающиеся предпринимаемых им действий (обеспечить обратную связь)
  • Уметь выслушивать новые идеи
  • Сохранять конфиденциальность

Лучшие наставники воздерживаются от категоричных суждений, являются прекрасными слушателями и всегда открыты для новых идей. У них нет ответов на все вопросы, но есть способность ободрять и мотивировать наставляемых принимать собственные решения. Они объективны, готовы помочь, способны оценить ситуацию в целом и, прежде всего, честны. Поэтому им не обязательно занимать старшие руководящие посты в организации

В процессе оказания наставнической помощи обычно различают следующие этапы (при условии, что пары наставник/наставляемый уже сложились)

  • Достижение взаимопонимания -Установление хороших отношений и уважение чувств и мнений друг друга.
  • Выбор курса  -Определение целей и результатов складывающихся отношений
  • Продвижение по намеченному пути — Проведение встреч по установленному графику и достижение промежуточных целей и вех. На этом этапе наставляемый должен взять на себя ответственность за поддержание отношений и проявлять большую уверенность при решении возникающих вопросов.
  • Окончание отношений наставник/наставляемый и движение вперед- После того, как поставленные цели оказываются, в основном, достигнуты, частота встреч обычно сокращается. Наставляемый должен ощущать способность к самостоятельным действиям. Отношения наставник/наставляемый могут далее развиваться в отношении более равных отношений дружбы. Очень полезно подвести итоги того, что Вы узнали и двигаться далее с учетом нового контекста.

Частота встреч должна быть согласована между наставником и наставляемым. Рекомендуется, чтобы они контактировали не реже одного раза в два месяца на протяжении двенадцатимесячного цикла.

Отношения наставничества оказываются выгодными и для наставляемого и для наставника и для организации в целом.

  • Наставляемые лучше узнают самих себя, свои возможности и перспективы. Они более тесно знакомятся со своей организацией, приобретают более глубокое понимание бизнеса, более широкий кругозор и уверенность в своих силах.
  • Наставники получают возможность развить свои коммуникационные и лидерские качества, получить удовлетворение от помощи научиться решать новые задачи.
  • Организация получает выгоду от достижения более высоких производственных показателей благодаря более компетентному персоналу, понимающему свои задачи и уверенному, что при необходимости организация придет на помощь.

При этом следует понимать, что возможности наставничества ограничены. Оно действительно является эффективным инструментом помощи в личном и профессиональном развитии, но не способно решить все проблемы. Менторы не могут обеспечить приобретение навыков выполнения конкретных производственных задач, что является функцией коуча, и не гарантируют карьерного роста, что определяется производственными показателями и поведением.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт HRhelpline.ru обязательна

0.5