Рабочий коллектив – это наше основное окружение в жизни. Мы проводим на работе 2/3 своего сознательного времени. Все это время мы коммуницируем со своими коллегами, начальством, подчиненными, вступая в десятки различных групп, коллективчиков, кружков по интересам, отношений – в общем, офисную жизнь по полной программе со всеми ее прелестями и трудностями. Все люди разные, у всех свои характеры, интересы, чувство справедливости, интересы, мнения – в общем все, из чего состоит личность каждого из нас.

Виды коммуникации в офисе

Коммуникации в организации могут быть формальными и неформальными. В виде формальной коммуникации организация доводит до сведения сотрудников все то, что связано со сферой деятельности предприятия, планы развития, результаты работы и так далее. Это могут быть приказы начальства, информационные сообщения, отчеты о результатах работы, различная документация, политики и процедуры. Это также могут быть общие собрания, информационные встречи по отделам или направлениям деятельности, на которых обсуждаются различные проблемы, связанные с деятельностью предприятия. Каналы передачи формальной коммуникации могут быть разными, но в основном формальная коммуникация происходит в письменной форме.

Три основные характеристики формальной коммуникации:

  • она каскадируется сверху вниз
  • она строго регламентирована
  • она носит официальный характер.

Неформальная коммуникация в организации – это общение между сотрудниками на личностном уровне. Такое общение может быть как во время рабочего дня, так и вне рабочего времени, когда, например, сотрудники компании идут в паб или кафе после работы, чтобы пообщаться друг с другом и обсудить новости. В подобном формате возникают и неформальные коммуникации между организациями, когда например сотрудники разных компаний из одной отрасли встречаются по интересам в неформальной обстановке и обсуждают, что происходит на рынке или в индустрии. Формами неформальной коммуникации являются встречи без галстуков, клубные дискуссии, инсайдерские разговоры, общения в соц сетях, общение между сотрудниками ну и, конечно же, слухи.

Основные характеристики неформальной коммуникации:

  • её источником может быть кто угодно
  • её распространение носит хаотичный и, как правило, волнообразный характер
  • распространение информации при такой коммуникации происходит намного быстрее, чем по формальным каналам.
  • часто этой коммуникации доверяют больше, чем формальной коммуникации.

Основная функция неформальной коммуникации заключается:

  • в заполнении информационных лакун, оставшихся в ходе официального распространения информации
  • в предоставлении возможности отрефлексировать свои переживания и страхи, связанные с происходящим в организации.

Также к доминированию в сфере неформальной коммуникации зачастую прибегают люди, стремящиеся утвердиться в позиции неформального лидера.

Несомненно, есть риск, что неформальная информация может доходить по длинной цепочке распространения в искаженном виде, однако, как показывают опросы и исследования, в большинстве случаев эффект “испорченного телефона” минимален.

Слухи в офисе

Слухами, как известно, земля полнится. Ими же полнится и офисная жизнь. Слухи в офисе распространяются чаще всего, когда в организации ожидаются большие перемены, реорганизации, грядет смена руководства, сокращения, передислокация офиса и так далее.

Слухи в офисе могут играть как негативную, так и позитивную роль. Отрицательную роль слухи начинают играть, когда это утечка информации сверху, которая, как правило, имеет негативный или алармистский характер и нервирует сотрудников. Вот тут, особенно на фоне отсутствия какой-либо официальной коммуникации, слухи и небылицы начинают расти как на дрожжах.

Все это связано с особенностью человеческой психики. Дело в том, что любые возможные перемены наш мозг классифицирует как потенциальную угрозу. Еще большая угроза для человека — это ситуация неопределенности. Поэтому в качестве защитной реакции, наш мозг ищет и, если не находит, сам рождает недостающую информацию, чтобы побыстрее выйти из зоны дискомфорта. То есть слухи — это защитная реакция нашей психики на возможные изменения.

Еще одна особенность нашей мозговой деятельности — это желание приготовиться к самому худшему. Этим объясняется тот факт, что из всех возможных сценариев развития, наш мозг часто выбирает самый негативный. Вот почему порожденные слухи в большинстве случаев озвучивают все наши страхи и опасения.

Чтобы коридорные разговоры и кулуарные беседы играли позитивную роль в информационном поле организации, менеджмент компании и отдел кадров должны прикладывать усилия для распространения нужной информации по неформальным каналам и специально контролировать процесс внутри офисного общения. Здесь в ход пойдут любые методы: вброс информации, инсайдерский слив, использования коммуникационных каналов неформальных лидеров, участие в социальных сетях, целенаправленное распространение слухов по схеме “по секрету всему свету”.

В компании важно всегда поддерживать здоровый информационный климат. А это значит — прозрачно доводить до сведения сотрудников все новости и планы руководства и следить за распространением слухов для того, чтобы держать информационное поле под контролем. Слухи неизбежны. В конце концов, человеческий фактор никто никогда не отменял. И если это явление нельзя побороть, то его разумнее будет возглавить.

0.5