Что такое наставничество

Наставничество – это долговременные отношения, направленные на содействие людям в их профессиональном развитии и карьерном росте. Эти взаимоотношения основаны на доверии и конфиденциальности. Наставник предлагает наставляемому спокойные условия для обсуждения проблем и поиска их решения.

Наставники обычно находятся вне коллектива наставляемого сотрудника и вне их линии подчинения. Это способствует конфиденциальности, а также позволяет сотруднику получить «свежий взгляд» при обсуждении проблем. Наставники могут способствовать углублению понимания механизма работы организации, того чем живет коллектив и что он думает о проблемах и возможностях, с которыми сталкиваются сотрудники.

Сотрудник должен быть готов учиться и повышать квалификацию для карьерного роста и (или) справляться с различными проблемами, возникающими в процессе его деятельности в организации.

Наставник может ожидать хороших результатов, если его подопечный:

—          думает своей головой;

—          ставит перед собой осмысленные задачи;

—          открыто делится опытом;

—          готов выслушать честное мнение;

—          действует и выполняет обязательства;

—          проявляет инициативу в установлении и сохранении постоянного контакта со своим наставником

Наставник должен быть готов делиться собственным опытом, умениями и знаниями, чтобы помочь подопечному в дальнейшем развитии и таким образом принести пользу организации. Наставник никогда не заменяет собой основой линии развития личности сотрудника. Взаимоотношения «наставник-наставляемый» – это дополнительная форма общения с ясной целью и четкими задачами. Она дополняет усилия человека по обеспечению собственного профессионального роста.

Эффективный наставник:

—          проявляет активный интерес к подопечному и его развитию;

—          помогает сотруднику определить реальные карьерные цели и планировать пути их достижения;

—          выявляет и предлагает соответствующие ресурсы для деятельности, обеспечивающей карьерный рост;

—          обеспечивает обратную связь с подопечным;

—          выступает в роли критического слушателя новых идей;

—          сохраняет конфиденциальность.

Настоящие наставники не выносят суждений, но всегда хорошие слушатели и открыты для новых идей. У них нет ответов на все вопросы, но они поистине обладают способностью поощрять и мотивировать своих подопечных самим принимать решения. Они объективны, благосклонны, способны видеть общую картину и прежде всего честны. Поэтому они не обязательно должны занимать высокие посты в организации.

Этапы в процессе наставничества (исходя из предположения, что пары или группы «наставник-наставляемый» уже образовались) обычно включают:

—          установление контакта и взаимоотношений;

—          достижение хорошего взаимопонимания, уважения к чувствам и мнениям друг друга;

—          определение направления;

—          четкое определение целей и результатов взаимоотношений;

—          продвижение по намеченному пути;

—   встречи с согласованной частотой, достижение промежуточных целей и решение задач; на этом этапе наставляемый должен взять на себя ответственность за управление взаимоотношениями и проявлять больше уверенности в способности справиться со своими проблемами.

—          продолжение или окончание сотрудничества.

Когда цели в значительной степени достигаются, частота встреч обычно уменьшается. Подопечный должен чувствовать себя самостоятельным. Отношения наставничества могут перейти в дружбу на более равной основе. Полезно проанализировать, чему вы научились и двинуться вперед в других контекстах.

Частота встреч должна быть согласована между наставником и наставляемым, при этом рекомендуется, чтобы они контактировали не реже чем раз в два месяца на протяжении 12-месячного цикла.

От наставничества получают пользу и наставляемый, и наставник, и организация. Наставляемый получает более ясное представление о себе, своих способностях и перспективах. Он начинает лучше разбираться в функционировании своей организации, смотрит на вещи шире, лучше понимает характер деятельности организации, становится более уверенным в себе.

Наставник имеет возможность развивать собственные навыки межличностного общения и качества руководителя, получает удовлетворение, помогая другим, учится выслушивать чужое мнение.

Организация получает выгоду от улучшения производственных показателей благодаря повышению квалификации своих сотрудников с более ясным пониманием своих задач при росте веры в способность организации их поддержать.

Необходимо также признать пределы наставничества.

Хотя это мощный процесс, способствующий личному и профессиональному развитию, он не может решить все проблемы. Наставники не обеспечивают развитие навыков для решения конкретных задач, это дело инструктора, при этом они не гарантируют продвижение и повышение по службе, которые зависят от производственных показателей и поведения самого подопечного.

Наставник – лишь часть сети взаимоотношений, поддерживающих сотрудника и важно добиться полной ясности в отношениях членов коллектива друг с другом. Линейные менеджеры, инструкторы, советники по кадрам и развитию кадрового резерва — все они играют свою роль в оказания содействия сотрудникам в повышении квалификации и полном раскрытии своего потенциала.

Разница между покровительством и наставничеством

Очень важно различать роли наставника и покровителя (спонсора). Это не одно и тоже понятие.  Онсовные различия заключаются в следующем:

Наставники

  • Может принадлежать к любому уровню в иерархии
  • Оказывают эмоциональную поддержку, дают отклик относительно необходимых улучшений и дают другие советы
  • Выступают в качестве ролевых моделей
  • Помогают подопечным научиться разбираться и политике Компании
  • Стремятся повысить у подопечных профессиональную самооценку и уверенность в себе
  • Нацелены на личный и профессиональный рост подопечных

 Покровители ( спонсор)

  • Должны принадлежать к высшему руководству и обладать влиянием
  • Знакомят своих протеже с другими руководителями, которые могут содействовать их карьерному росту
  • Следят за тем, чтобы перед их протеже открывались возможности, сулящие большие перспективы, и им давались сложные, но интересные задания
  • Защищает своих протеже от плохой репутации, и вредящих им контактов с высшим руководством
  • Борется за продвижение своих протеже по служебной лестнице.

 

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт HRhelpline.ru обязательна

Интересные материалы на эту тему

Как отметить праздник на работе без лишних рисков... У многих впереди теплые предпраздничные посиделки с коллегами. Но у такого досуга есть свои опасности. Рассказываем, как не омрачить себе конец года у...
Лекарство для тех, кто не хочет идти на работу... Патрик Ленсиони От редакции. Миллионы людей (и, возможно, даже вы) каждый день испытывают страдания от того, что не хотят идти на работу. Можно ли им...
Почему самые умные не всегда становятся самыми усп... Элис Бойес Марк всегда был одним из лучших учеников в классе. Его карьеру можно назвать неплохой, но когда он заглядывает в Facebook, то видит, что о...
Научитесь говорить о своих талантах без скромности... Томас Чаморро-Премузик В идеальном мире люди, проводящие собеседования, могли бы сами точно оценить ваши таланты, и вам не пришлось бы хвастаться или...
15 бывших сотрудников Google рассказали, почему он... Каждый хочет работать в Google – но мы выяснили, как 15 бывших сотрудников Google поняли, что им пора уходить Работа в компании Google – это мечта ...
По всем фронтам. Как остаться профессионалом во вр... Галина Спасенова После декретного отпуска женщина оказывается между двух огней. С одной стороны, она боится быть плохой матерью, с другой — плохим ...
Как перестать «мычать» во время выступлений и пере... Ноа Зандан Э-э-э... М-м... Ну... В общем... Короче... Вот... Как бы... Когда мы волнуемся, отвлекаемся или не знаем, о чем говорить дальше, наша р...
0.5