Упражнение: Лиха беда начало

лиха беда началоЦель: Создать благоприятные условия для работы тренинговой группы, ознакомить участников с основными принципами проводимого тренинга, принять правила работы в группе,  дестабилизация представления участников о себе.

 Для того чтобы добиться успеха в своем деле, нужно уметь его делать легко и уверенно. Поэтому на нашем тренинге мы будем говорить не столько о специфических проблемах педагогической деятельности, сколько о вас самих, о вашем отношении с другими людьми, о тех целях, которые вы перед собой ставите. Вы узнаете свои сильные и слабые стороны, научитесь лучше понимать себя и разберетесь, почему вы поступаете так, а не иначе, и что вы можете сделать, чтобы стать лучше. Вы научитесь думать позитивно и поймете, что наша жизнь зависит от того, как мы ее воспринимаем. Не ждите от меня рецептов, как правильно себя вести в тех или иных ситуациях, решать конфликты. Только вместе мы сможем ответить на эти и другие сложные вопросы. В нашей группе мы будем помогать друг другу решать профессиональные проблемы, осваивать эффективные средства общения.

Основные принципы работы в группе:

  1. Искренность в общении.

В группе не стоит лицемерить и лгать. Группа — это место, где вы можете рассказать о том, что вас действительно волнует и интересует, обсуждать такие проблемы, которые до момента участия в группе по каким-либо причинам не обсуждали. Если вы не готовы быть искренним в обсуждении какого-то вопроса — лучше помолчать.

  1. Обязательное участие в работе группы в течении всего времени.

Этот принцип вводится в связи с тем, что ваши мысли и чувства очень значимы для других членов группы. Ваше отсутствие может привести к нарушению внутригрупповых отношений, к тому, что у других не будет возможности услышать ваше мнение по обсуждаемому вопросу.

  1. Не вынесение обсуждаемых проблем за пределы группы.

Все что говорится здесь, должно остаться между нами. Это — одно из этических оснований нашей работы. Не стоит обсуждать чьи-то проблемы с людьми, не участвующими в тренинге, а также с членами группы вне тренинга. Лучше это делать непосредственно на занятии.

  1. Право каждого члена группы сказать “стоп” — прекратить обсуждение его проблем.

Если вы чувствуете, что еще не готовы быть искренними в обсуждении вопросов, касающихся лично вас, или понимаете, что то или иное упражнение может нанести вам психологическую травму — воспользуйтесь этим принципом.

  1. Каждый участник говорит за себя, от своего имени.

Не стоит уходить от обсуждения и допускать рассуждения типа: “все так думают”, “большинство так считают”. Попытайтесь строить свои рассуждения примерно так: “я думаю…”, “я чувствую…”, “мне кажется…”.

  1. Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения.

Нас достаточно критикуют и оценивают в жизни. Давайте в группе учится понимать другого, чувствовать, что человек хотел сказать, какой смысл вложил в высказывание.

  1. Общение между всеми участниками и ведущим — на “ты”.

Этот принцип создает в группе обстановку, отличную от той, что существует за ее пределами. Это будет трудно, потому что мы привыкли к определенной иерархичности в отношениях. Если вам тяжело сразу перейти на “ты” — не торопите себя. Это может произойти ко второй, третьей встрече.

Упр.1.

Знакомство.

  1. В начале работы группы каждый участник оформляет карточку, где указывает свое тренинговое имя. При этом он вправе взять любое имя: свое настоящее, игровое, имя своего друга или знакомого, реального политического деятеля или героя и т.п. Предоставляется полная свобода выбора. Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Можно написать свой девиз, хобби. Визитки крепятся на груди булавкой так, чтобы все могли прочитать тренинговое имя. В дальнейшем, на всем протяжении занятий, участники обращаются друг к другу по этим именам.
  2. Все садятся в круг. Давайте задумаемся о том, что в вашем характере является самым важным, самым существенным. А теперь попробуйте найти этому краткую форму выражения, метафору, можно в стихотворной форме. Например: “Лед и пламя”, “То как зверь она завоет, то заплачет как дитя”, “Тиха, печальна, молчалива” и т.п. Пожалуйста. Сейчас по кругу, по очереди начинаем представляться. Сначала назовите свое имя, затем скажите несколько слов о себе, своей сути. Спасибо. Мы сделали один шаг навстречу друг другу. Хотите обсудить, чьи представления произвели на вас большее впечатление?

Упр. 2.

 Участники по очереди изображают свое отношение друг к другу. Упражнение развивает способность  выражать чувства, формирует  отношения в группе.

Итак, изобразите свое отношение к каждому участнику: эмоционально яркое или безразличное. Старайтесь использовать все известные вам выразительные средства.

Упр. 3.

 Выполняется в парах. Двое идут навстречу друг другу и изображают встречу эмоционально, с голосовым, мимическим и двигательным сопровождением.

(Замечание ведущему: сделать карточки для каждой пары.)

Изобразите встречу друзей, врагов, братьев, сестер, подруг, влюбленных, соседок, начальника и подчиненного, одноклассников, бывших сотрудников, детей и родителей и т. п.

Задача состоит в том, чтобы проявить себя как можно полнее и не следовать стереотипам. Каждый из вас работает сам на себя и эта деятельность никем не оценивается.

Упр. 4.

Вероятно, у каждого человека есть своя собственная теория, касающаяся того, что именно делает его уникальным, единственным в своем роде индивидом, отличающимся от всех остальных людей. При этом невольно возникает вопрос: разделяют ли окружающие мое мнение о самом себе, видят ли меня другие таким, каким я считаю себя? Если они определяют меня иначе, то что же лежит в основе их восприятия и оценки? Попробуем выяснить этот вопрос в ходе выполнения следующего задания.

А. Дайте 10 ответов на вопрос: “Кто я такой?” Сделайте это быстро, записывая свои ответы точно в той форме, как они сразу приходят в голову.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Б. Ответьте на тот же вопрос так, как по Вашему мнению, отозвались бы о Вас Ваши отец и мать (выберите одного).

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Ответьте на тот же вопрос так, как по Вашему мнению, отозвался о Вас Ваш лучший друг (подруга).

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Теперь сравните эти три набора ответов и в письменной форме укажите следующее:

  1. В чем состоит сходство?
  2. Каковы различия?
  3. Если есть различия, то как Вы их объясняете применительно к самому себе? В какой степени Вы ведете себя по-разному с разными людьми и какие роли принимаете на себя при общении с близкими людьми?
  4. Каким образом эти различия объяснимы, исходя из индивидуальных особенностей этих других лиц, т.е. как их ожидания формируют те суждения о Вас, которые Вы им приписываете?
  5. Укажите, какие из 10 ответов Вашей самохарактеристики (пункт 1) касались:

а) физических качеств (облик, сила, здоровье и т.п.)

б) психологические особенности (интеллект, эмоциональная сфера и т.п.)

в) социальных ролей (профессиональная деятельность, семейное положение и т.п.)

Теперь установите очередность, которую Вы считаете целесообразной при перечислении этих 3-х групп качеств. Остаетесь ли Вы теперь на своих первоначальных позициях в составлении своей самохарактеристики? Если нет, то запишите новый порядок следования упомянутых Вами в самом начале качеств. Прибавились ли или заменились какие-либо из них? Чем Вы это объясните?

Если Вы выполнили упражнение, то написанный Вами итог можно определить как словесное определение  Вашей Я — концепции, т.е. относительно согласованного и зафиксированного представления о самом себе. Тут же отметим зависимость Я —концепции от воспринимающих Вас других людей, предпочитаемого Вами варианта своего имени, который, кстати, тоже во многом зависит от окружающих.

Упр. 5.

Каждый человек — индивидуальность. И каждый по-своему привлекает к себе внимание.

Я вам предлагаю выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно к физическим воздействиям и местным катастрофам, постарайтесь привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры.

Определите кому это удалось и за счет каких средств. Итак, все участники пытаются обратить на себя внимание как можно большего количества людей. Начали.

Упр. 6.

Инвентаризация.

Мы привыкли считать, что работа над собой или самосовершенствование предполагает только анализ ошибок и борьбу со своими слабостями. Однако есть не менее, если не более важная сторона работы над собой. Она заключается в обнаружении в себе не только виновника ошибок, но и сподвижника, друга и помощника. У каждого из нас есть свои сильные стороны, но обнаружить их в себе оказывается порой очень нелегко. Некоторые люди даже полагают, что не обладают никакими качествами, которые могли бы послужить для них точкой опоры. Как ни странно, большинство людей не умеют думать о себе в позитивном ключе. А давайте попробуем!

Можете расположиться как хотите. Каждый член группы в течении 1-2 минут очень коротко расскажет о своих сильных сторонах, о том, что он любит, ценит и принимает в себе. О том, что дает ему чувство уверенности и доверия к себе в разных ситуациях. Не обязательно говорить только о положительных чертах характера. Важно отметить то, что является или может стать точкой опоры в различные моменты жизни.

Итак, пожалуйста, кто готов рассказать о своих “точках опоры”? Кто начнет?

Давайте определим, кто был самым интересным и открытым. Ну, а теперь поздравим самого откровенного. Спасибо всем за участие.

0.5