Человечество обожает игры и играет в них уже очень давно. Игры изначально учили логике, тактике и стратегии, и поэтому первыми начали играть в игры военные. Они разрабатывали свои батальные кампании на карте, расставляя и передвигая свои силы и силы противника и тем самым планировали различные варианты хода сражений. Первые деловые игры как метод обучения были разработаны и применены в Америке в середине двадцатого века для студентов-экономистов. С появлением компьютеров началась активная разработка различных бизнес-игр, которые решали разнообразные учебные задачи. Методы деловой игры позволяют моделировать множество разных ситуаций.

Задачи деловой игры

Основная задача деловой игры – научить  находить самые оптимальные решения бизнес-задач в процессе игры, чтобы при возникновении реальной ситуации быть способным принять единственно правильные решения, так как процесс был уже разобран и оттренирован в процессе предыдущей игры. Деловая игра как метод активного обучения решает много важных обучающих задач, а именно:

  • во много раз усиливает активность
  • на полную меру поднимает уровень креативного мышления
  • вырабатывает способность рассматривать различные подходы и точки зрения
  • эффективно решать проблемы и предвидеть и устранять осложнения.

Признаками хорошей деловой игры как метода обучения является моделирование ситуаций по аналогии с реальными, типичными ситуациями, многократное повторение тренировочных ситуаций и задач, а также наличие конфликта в игре, так как без этого не существует проблемности и продвижения вперед.

Примеры деловых игр:

Командные игры на доверие: Закрытыми глазами
Самая быстрая командная игра на выстраивание доверия за 5 минут
Командная игра — Доверься мне c закрытыми глазами
Командная игра — Планируем отпуск
Командное упражнение — Бумажная башня
Командная игра — Портрет моей команды или “Сверхчеловек”
Командная игра: Испорченный факс
Командная игра: Я никогда не…
Командное Упражнение: Моделируем орг структуру компании
Ролевая игра Гидродром
Командная игра: Аварийная посадка самолета
Подбор персонала: групповая игра продажи
30 игр для создания команды: Кораблекрушение
30 игр для создания команды: Походка изящества и силы, Пять добрых слов, Чем мы похожи, Превращения
30 игр для создания команды: Мой сказочный герой
Командная игра МЕНЕДЖМЕНТ
30 игр для создания команды: Трехминутные упражнения
30 игр для создания команды: Пробежки с контрактами
30 игр для создания команды: Что у тебя в шкатулке?
30 игр для создания команды: Я уважаю других
30 игр для создания команды: Установим отношения, Самолетики, Мультяшный персонаж, Театр совершенства
30 игр для создания команды: Восстанови в памяти, Это моя жизнь
30 игр для создания команды: Спасательная шлюпка
30 игр для создания команды: Десять способов убить новую идею
Формирование команды -групповые упражнения
Обучение персонала упражнение — самоанализ: Три позитивных события
Обучение персонала. Груповая игра-тренинг самоанализа: Животные
30 игр для создания команды: Две стороны медали
30 игр для создания команды: Игра возможностей

Виды деловых игр

В настоящее время деловая игра как метод обучения используется практически во всех областях, но особенно там, где нужно развивать лидерские качества, а именно менеджменте и управленческих сферах.

Существует много форм деловой игры, например: разработка стратегии, проект, презентация, обучение, и так далее. У каждой формы имеются свои инструменты. Выбор формы деловой игры как метода обучения, соответственно, зависит от того, чего нужно добиться в результате процесса, какие новые умения приобрести и какие проблемы научиться разруливать.

В настоящее время существует огромное множество деловых игр в качестве метода обучения персонала.  Особенно активно они используются в крупных компаниях, при организации в них тренингов для персонала. В 90-х годах большей мере данные тренинги характерны для западных компаний, нежели для российских. Российские компании только начинают развивать тему организации тренингов, и это в целом идет достаточно медленно по ряду причин, а именно – исторически тренинги по развитию персонала — это чисто западный подход, который медленно приживается в России, как правило на тренинги бюджета не хватает, во многих компаниях он вообще не предусматривается.

Деловая игра как метод обучения различном поведенческим качествам  и компетенциям является на самом деле мощнейшим средством развития персонала, особенно тех, кто должен принимать решения, и очень важно, чтобы руководство предприятий это хорошо понимало. Конечной целью любой деловой игры является развитие компании и ускорение достижения ею поставленных бизнес-целей, поэтому важность деловой игры очевидна и бесспорна. Методы, использующиеся в ходе деловой игры, позволяют обучающимся экспериментировать, пробовать различные стратегии, искать наиболее оптимальные и правильные решения проблем.

Темы деловой игры не абстрактны, а совершенно реальны, это проблемы данной компании или предприятия, которые приходится решать на постоянной основе, и чем больше будет потрачено усилий на моделирование ситуаций в тренировочном процессе, тем более реально найти оптимальное решение проблемы, сокращая тем самым затраты или избегая неблагоприятного для компании развития событий.

Сопутствующими, но не менее важными целями деловой игры являются сплочение коллектива, приобретение коммуникативных навыков и умения работать в команде, способность совместно принимать решения, умение выслушивать чужую точку зрения и т.д.

Многочисленные современные деловые игры имеют большое количество видов и разновидностей. Деловые игры могут быть ограничены определенным промежутком времени, а могут быть без ограничения по времени, они могут преследовать различные цели, как например обучение, или выявление лучшего профессионала в какой-то области, или быть направлены на выявление и решение проблем. Они могут быть с известным финальным результатом, который требуется отыскать, или же решение открыто и тогда тут нужны креативные силы и развитие творческих навыков и т.д.

Какими бы ни были деловые игры, все они, несомненно, имеют исключительно позитивный результат, так как их смысл и цель состоят в том, чтобы воспитать эффективный, грамотный, креативный, позитивный, амбициозный персонал, который в таком виде будет приносить максимальную пользу и прибыль своей компании.

Интересные материалы на эту тему

Человек нового поколения: чему надо учить современ... Сергей Мясоедов Мы должны чаще вспоминать, что университеты, профессора и исследователи существуют для студентов, а не наоборот Классическая систе...
Как люди без высшего образования становятся CEO... Ким Розенкеттер Пауэлл Елена Лыткина-Ботельо Вамси Тетали Работодатели постоянно повышают требования к уровню образования потенциальных сотрудник...
Почему наставничество часто только формальность... Что показал анализ 15 лучших программ конкурса «Наставник» Большинство крупных промышленных предприятий уверяет, что у них действует система наст...
Новые правила Talent Management Программная статья, описывающая меняющуюся роль HR в сегодняшней практике управления талантами. Процессы и области наиболее сильно подверженные измене...
Компетенции неясного будущего... Павел Безручко, Юрий Шатров, Мария Максимова В последнее время в бизнес-сообществе активно создают и обсуждают модели «компетенций будущего». Популяр...
5 фильмов, которые HR может использовать как нагля... После прочтения этой статьи вы посмотрите на фильмы немножечко с другой стороны. Это не будет очередной список из 20-30 или 100 фильмов О. Это будет в...
Волонтерство как способ карьерного роста... Относится ли к Вам что-либо из нижеследующего? Вы ищете работу, не имея при этом нужного опыта? А нужный опыт Вы не можете наработать, поскольку ...
0.5