Каждая деловая игра разрабатывается для решения определенных задач, и ни одна из них не претендует на универсальность. Сами игры редко являются источником знаний, но они облегчают процесс обучения, когда участники могут поучиться друг у друга. Так как же выбрать именно ту игру, которая поможет нам добиться поставленных целей?

Для специалистов по персоналу и обучению вопрос использования деловых игр является давно решенным. Однако, многие задаются другим, не менее важным вопросом: «Как выбрать именно ту деловую игру, которая поможет добиться поставленных целей?»

Сегодня крупнейшие компании используют деловые игры в основном для обучения сотрудников и для внедрения изменений. Конечно, нужно понимать, что деловая игра не решит все существующие проблемы, а лишь является одним из инструментов, эффективность которых зависит от многих факторов.

Деловые игры можно и нужно использовать, когда перед вами поставлены следующие задачи:

  • Обсуждение и диалог между сотрудниками
  • Открытость и обмен точками зрения
  • Тестирование работы с определенным контентом
  • Желание взглянуть на проблему шире
  • Получение обратной связи
  • Снижение напряжения и позитивный подход
  • Поиск новых источников вдохновения и мотивации

Деловые игры как процесс обучения

Попробуем рассмотреть деловую игру как возможность получить знания в процессе участия в игре. Используйте те инструменты, которые создают основу для получения знаний и вовлеченности участников и одновременно дают возможность сосредоточиться на контенте, структуре и обратной связи. Сами инструменты редко являются источником знаний, но они облегчают процесс обучения, когда участники могут поучиться друг у друга.

Обучение с помощью деловых игр также называют активным — в отличие от обучения с использованием презентаций или инструктажа.

Виды деловых игр

Упражнения

Деловые игры в виде упражнений предполагают необходимость формулировки цели,  использования несложных правил и атрибутов игры (игровых фишек, карт, очков и т.д.)

Упражнения особенно эффективны, когда вам требуется объяснить сложные процессы простым языком. Лучше всего сфокусироваться на внедрении одной задачи в ходе игры: если таких задач несколько, это может значительно усложнить модерацию.

К недостаткам упражнений можно отнести сложность воспроизведения: как правило, каждая такая игра уникальна по форме и содержанию, так как зависит от особенностей восприятия участников.

Диалог

Деловые игры в форме диалога идеальны для рассмотрения реальных кейсов, обсуждения пошаговой инструкции для решения задач, а также обмена личным опытом. Перед началом игры необходимо описать структуру и правила. По ходу игры ведущий должен корректировать направление диалога, а участники могут изменять обычные шаблоны поведения и присущие им обычно ролевые модели.

Как и упражнения, деловые игры в форме диалога напоминают обычные настольные игры, в которых возможно использование игровых фишек, карт и прочих атрибутов. Среди недостатков этого подхода можно отметить желание участников выиграть любой целой в ущерб конструктивному диалогу.

Симуляции

Данный вид деловых игр подразумевает использование вымышленных ситуаций и ролей. Он лучше всего подходит для обучения новым политикам и процедурам с помощью инструктажа.

Перед началом игры требуется дебрифинг.

В ходе симуляции участники игры своим поведением могут давать обратную связь для последующего анализа и оценки. Ведение счета и небольшой соревновательный момент делают игру более эффективной. Однако, в процессе обучения могут возникать сложности с получением новых знаний.

Играть или не играть?

Деловые игры облегчают процесс обучения. Иными словами, обучение происходит в ходе взаимодействия участников, использования правил, игровых компонентов, а также участия самого инструктора.

Когда вы решаете, какую игру лучше использовать, вначале подумайте над возможными альтернативами. Самая простая из них — фокус-группа, в ходе которой вы можете просто раздать участникам список вопросов для обсуждения в группах.

Независимо от того, какой метод вы используете, процесс обсуждения участниками обеспечивает наилучшее представление об эффективности и качестве данного метода. Необходимо внимательно наблюдать за группой, чтобы понять, помогает ли выбранный вам метод обучения добиться поставленных целей.

Деловая игра эффективна, если участники:

  • Смеются и получают удовольствие от игры
  • Используют приобретенные знания и делятся опытом
  • Слушают коллег и обсуждают идеи
  • Пассивные участники говорят больше, активные — больше слушают
  • Обсуждают эмоционально сложные темы с эмпатией
  • Решаются экспериментировать с новыми идеями
  • Готовы давать и получать обратную связь
  • Могут не соглашаться и принимать собственные решения
  • Запомнить усвоенное и использовать эти знания в дальнейшем
  • Претворять идеи и мысли в действия

Конечно, такой подход требует, чтобы вы точно знали, что вам нужно достичь в итоге. И, к счастью, этого легко достичь, поскольку такая форма обучения основана скорее на интуитивном суждении и опыте, чем на логическом анализе. Кроме того, следует также попросить участников высказать свое мнение о ценности деловой игры для них самих.

Недостатки деловых игр

Энергия и воодушевление от участия в деловых играх могут быть обманчивыми. Рассмотрим возможные ошибки, которые могут быть допущены в ходе проведения деловых игр.

 (1) Слишком ярко выраженный соревновательный элемент

Возможность выигрыша и бонусные очки могут способствовать большему энтузиазму и рвению среди участников. Однако, подчас желание выиграть любой ценой ограничивает возможности, затрудняет обсуждения и, как правило, приводит к тому, что многие теряют интерес, когда осознают, что не могут победить. По этой причине многие эффективные обучающие игры позволяют игрокам соревноваться в командах против игры и избегать индивидуальных критериев выигрыша.

Рекомендация: избегайте игр, где есть проигравшие

(2) Подмена целей игры

Участники могут дать положительную оценку игре, потому что им весело и интересно. Однако выгоды от таких деловых игр могут быть минимальными. Игра сама по себе может создавать легкую непринужденную атмосферу, однако участники не вовлечены в процесс достаточно, для того чтобы получить новые знания или изменить свое поведение.

Рекомендация: Протестируйте игру с целевой аудиторией, чтобы выявить возможные недостатки.

(3) Игра — единственный инструмент обучения

В ходе игры вы можете охватить много тем и задач. Но игра не должна быть единственным способом донесения информации. Мероприятия и игры лучше всего сочетаются с вдохновляющими презентациями, видео, обсуждениями.

Рекомендация: Наравне с игрой используйте более традиционные методы обучения.

(4) Не забудьте подвести итоги

Деловые игры — отличный способ помочь участникам взглянуть на проблему с разных точек зрения. Во время игры снижается уровень напряжения, отношения становятся менее формальными, появляются неординарные идеи. Проблемы возникают на этапе подведения итогов: а что же делать с этими гениальными идеями дальше? Какие выводы, дальнейшие шаги?

Рекомендация: Обязательно подведите итоги игры и наметьте дальнейшие действия

(5) Заручитесь поддержкой руководства 

Хотя деловые игры являются очень мощными инструментами обучения, существует опасность, что участники могут рассматривать игры как напрасную трату времени. Лучшее решение здесь —  попросить руководителей рассказать своим сотрудникам о пользе их участия. Если инициатива поддерживается и поощряется руководством, а также четко разъясняются цели «зачем мы это делаем?», сотрудники с большим желанием участвуют в обучении.

Рекомендация: Четко сформулируйте, каким образом участие в деловой игре поможет в дальнейшем лучше справляться с работой

(5) Стоит ли инвестировать? 

Необходимо сравнить стоимость проведения игры (включая услуги фасилитаторов) и ожидаемый результат. Включите расчет заработной платы и времени, затраченного на обучение. Сравните затраты с проведением обычной фокус-группы, которую можно организовать своими силами при минимуме затрат. Если у вас много групп, игры обычно оказываются хорошей инвестицией по сравнению с затраченным временем.

Рекомендация: Рассчитать коэффициент возврата инвестиций (ROI).

Заключение

Благодаря видеоканалам в Интернете с бесплатным доступом к контенту и возможности проведения дистанционных занятий, обучение перестало быть учебой. Сегодня это скорее выстраивание и модерация процесса обучения, включая обмен опытом и лучшими практиками.

Правильно выстроенный учебный процесс поддерживает, вдохновляет и мотивирует сотрудников думать о собственном развитии, работать вместе и повышать уровень компетентности команды. В этом случае тренинги и деловые игры являются важными строительными блоками для получения знаний, которых требует наш быстро меняющийся мир.

Автор: Ларс Хоффманн

Перевод и редакция: Мария Реутская

Источник 

Интересные материалы на эту тему

Научитесь говорить о своих талантах без скромности... Томас Чаморро-Премузик В идеальном мире люди, проводящие собеседования, могли бы сами точно оценить ваши таланты, и вам не пришлось бы хвастаться или...
Как вырастить эффективного сотрудника... Виталий Гейн, владелец и генеральный директор сети розничных магазинов и основатель онлайн-школы для предпринимателей «Код управления», делится своим ...
Почему мы любим оценивать и не умеем развивать... Алексей Улановский Вы получали когда-нибудь корпоративную обратную связь по методу 360 градусов? Вспомните свои ощущения. Ожидали ли вы ее с азартом ...
Методики обучения складского персонала на примере ... Введение специальной образовательной программы помогло логистическому оператору значительно повысить скорость и качество работы на складе ...
Современные тренды и подходы в обучении персонала... В мире обучения персонала важнейшей частью повседневной жизни является стратегическое планирование, а способность опережать динамику трендов в корпора...
Философия хорошей жизни "Залог хорошей жизни большей частью в том, чтобы не делать глупостей, не поступать по-идиотски и обходить стороной модные течения и увлечения. Вовсе...
Человек нового поколения: чему надо учить современ... Сергей Мясоедов Мы должны чаще вспоминать, что университеты, профессора и исследователи существуют для студентов, а не наоборот Классическая систе...
0.5